Вот как, оказывается, легко можно научить ребенка читать!
Ребус-метод — это настолько простой, изящный и (вроде бы) очевидный метод, что кажется совершенно невероятным, что он изобретен лишь совсем недавно. В рекламных целях иногда утверждается, что с его помощью ребенка можно научить читать за несколько минут. Это, конечно, весьма сильное преувеличение, если под умением читать подразумевать умение пользоваться книгами. Однако в некотором смысле это действительно так. Судите сами.
Для начала я затеваю с ребенком нехитрую устную игру по «обрубанию» слов.
Постепенно я вовлекаю ребенка в эту игру и добиваюсь того, чтобы он, слыша произнесенное мною слово, возвращал мне его «обрубок»:
— РУЧКА.
— РУ...
— ПАЛЬМА.
— ПА...
— НОЖНИЦЫ.
— НО...
Во всех словах, которые я предлагаю ребенку, ударение падает на первый слог. Это сильно облегчает ребенку задачу и избавляет нас от путаницы с гласными, которые в безударных слогах часто произносятся не так, как пишутся. Затем я усложняю правила, и мы начинаем играть с двумя словами одновременно:
— ТУФЛИ, ЧАЙНИК.
— ТУ... ЧА...
— КАКТУС, ШАРИК
— КА... ША...
— НОЖНИЦЫ, ГИРЯ
— НО... ГИ...
— ГОЛУБЬ, РЫБА
— ГО... РЫ...
Точно так же, игру можно продолжить и с тройками слов:
— ЛОЖКА, ПАЛЬМА, ТАПКИ.
— ЛО... ПА... ТА...
— КОШКА, ЛЕЙКА, СОЛНЦЕ.
— КО... ЛЕ... СО...
А теперь — пусть ребенок поиграет в эту игру сам с собой. Для этого я показываю ему подсказки в виде картинок (пиктограмм). Например, ребенок видит
и произносит:
— КОШКА, НИТКИ — КО-НИ.
А при виде
он говорит:
— ДЫНЯ, РАК — ДЫ-РА.
Возможно, поначалу надо будет ребенку помогать, указывая на картинки пальцем. Вот еще несколько примеров:
— ГАЛСТУК, ЗЕБРА, ТАПКИ — ГА-ЗЕ-ТА.
— ЛАМПА, ДОМ, НИТКИ — ЛА-ДО-НИ.
— БУСЫ, РАК, ТИГР, НОЖНИЦЫ — БУ-РА-ТИ-НО.
— ОБЛАКО, ДЕВОЧКА, ЯЩИК, ЛОЖКА — О-ДЕ-Я-ЛО.
Получается, что ребенок, глядя на последовательность символов, произносит закодированные в них слова. Что же это, как не чтение?
Итак, мы едва приступили к учебе — а ребенок уже в состоянии кое-что прочесть. Мы сразу взяли быка за рога, и нам остается только совершенствоваться. Постепенно отпадает необходимость произносить полные названия предметов, изображенных на картинках — достаточно ограничиться одними лишь «обрубками»:
— РА-ДУ-ГА.
— КУ-КУ-РУ-ЗА.
Пока в нашем репертуаре только такие слова, которые я про себя называю «японскими», потому что они составлены только из простейших открытых слогов, оканчивающихся на гласную. Надо очень постараться, чтобы составить из подобных слов связный текст, хотя и это, конечно, возможно. Вот пример (предложенный Львом Штернбергом):
Теперь дело затем, чтобы постепенно обогащать наш репертуар. Для этого нам понадобятся буквы. Но зубрить их не придется. Поначалу они появляются в конце длинных слов:
— БО-ТИ-НО-К.
— ЧЕ-ЛО-ВЕ-К.
Эти слова ребенок угадывает по первым слогам и, таким образом, узнает, как надо читать незнакомую букву. После этого ее можно поставить в начало или в середину слова:
— К-НИ-ГА.
— О-К-НО.
Точно так же происходит знакомство с мягким знаком:
— ЛА-ДО-НЬ.
— О-ЛЕ-НЬ.
— ДЕ-НЬ-ГИ.
— КО-НЬ-КИ.
Когда ребенок осваивает подобным образом все согласные буквы и мягкий знак, он, чисто теоретически, может самостоятельно прочитать любой текст — достаточно лишь записать в виде картинок все гласные буквы, а также все пары букв «согласная-гласная». Однако, на практике, мы сталкиваемся с тем, что далеко не всякую такую пару можно легко закодировать картинкой, поскольку в русском языке просто нет подходящих слов, начинающихся на данное буквосочетание. Сюда относятся не только всякие экзотические слоги, вроде ФЭ и БЁ, но и довольно распространенные ХУ, ЖО и СЯ. Из этого положения есть два возможных выхода. Во-первых, вовсе необязательно на этом этапе давать читать ребенку любые тексты. Ведь можно ограничиться лишь такими, в которых подобного рода трудности не встречаются. Во-вторых, мы можем оставить не кодирующиеся слоги в виде букв и просто подсказывать ребенку, как они читаются, по мере надобности.
Следующая наша задача — постепенно, одну за другой, заменить картинки на буквы. Делается это, например, так:
Написав вместо картинки буквы, мы оставляем в поле зрения ребенка подсказку, по которой он может легко догадаться, как надо читать незнакомое буквосочетание. Тут важно отметить, что пара букв «согласная-гласная» воспринимается ребенком фактически как единый неделимый символ (подобно тому, как мы воспринимаем русскую букву «Ы», состоящую из двух отдельных знаков). Ребенку не приходится учиться сливать отдельные буквы в слоги, как того требуют традиционные методики. Вместе с тем он избавлен от необходимости тупо зазубривать двести с лишним складов, как это делают те, кто обучается по кубикам Зайцева. Всё, что составляет главные трудности других методик, в ребус-методе просто-напросто отсутствует.
После того, как ребенок полностью переходит от картинок к буквам, он, собственно, уже умеет почти полноценно читать по складам. Разве что мы еще должны рассказать ему про строчные и прописные буквы, про твердый знак и про то, как читаются не кодируемые картинками слоги, вроде ФЭ и СЯ (если, конечно, мы не сделали этого раньше). Но к этому времени он уже обладает достаточно богатым опытом чтения, так что усвоение этой информации не может вызвать у него каких-либо затруднений. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!