Советы психолога: «Как общаться с ребёнком».
Делайте!
- Радуйтесь вашему ребенку. - Разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном. - Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно. - Установите четкие и жесткие требования к ребенку. - В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов. - Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. - Будьте терпеливы. - Говорите медленно. - Спрашивайте «что» и «почему». - Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. - Если ребенок не умеет еще читать или читает плохо, каждый день читайте ему. - Не скупитесь на похвалу или поцелуй. - Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша. - Поощряйте игры с другими детьми. - Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. - Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он поможет вам ухаживать за цветами, вешать полки. - Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов, сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова. - Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, день рождения, а также сведения о маме, папе, бабушке, дедушке, сестрах и братьях. - Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку. - Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг. - Не теряйте чувство юмора. - Играйте с ребенком в разные игры. - Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
- Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит. - Не задавайте слишком много вопросов. - Не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов. - Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. - Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно наводить порядок. - Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!» - Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя». - Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей. - Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание. - Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д. - Не ожидайте от ребенка дошкольного и младшего школьного возраста понимания: всех логических связей; абстрактных рассуждений и объяснений. - Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса. - Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
Педагог-психолог Вдовина Л.И. |