Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности ребенка огромна.
В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям важно помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Никакая «мелочь», нарушающая эмоционально-нравственную атмосферу, не может не влиять на ребенка.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно - эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно то, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.
Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Но воспитание в условиях коллектива не означает нивелировку личности, напротив, важно сохранять неповторимость индивидуальности, развивать свойственные данному ребенку психологические качества, проявляющиеся в его интересах (например, к природе, искусству), чертах характера (любознательность, умственная активность), способностях (двигательно-пластических, музыкальных).
Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослый – ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей!) определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.
В семье дошкольник учится отношению к близким людям, их делам, производственной и общественной работе, их отдыху и досугу. Сама жизнь семьи выдвигает для этого множество поводов: «Мама пришла с работы усталая, встреть её приветливо, помоги ей по хозяйству», «Папа отдыхает – не шуми».
Велика роль матери в жизни и воспитании ребенка. От неё во многом зависит создание эмоционально - психологической атмосферы в семье (теплота, уют). Также важна ответственность отца, необходимость его участия в воспитании, ведении домашнего хозяйства.
Часто в семейной практике отсутствует единство требований всех взрослых членов семьи к ребенку, преобладают запреты, принуждения, иногда допускаются физические наказания, что идет вразрез с принципиально важным положением педагогики – уважением развивающейся личности.
Под девизом «Трезвость – норма нашей жизни» необходимо напомнить о том, что кормящая или ожидающая ребенка мать не имеет морального права курить или употреблять алкоголь, так как этим она наносит непоправимый вред формирующемуся детскому организму; о том, что алкоголь, употребляемый родителями нерегулярно, тоже может повлиять на здоровье будущего ребенка. Также вредно пассивное курение и его последствия для маленького ребенка и кормящей матери. Семья может воспитать полезного члена общества при условии, что все взрослые члены её ведут здоровый образ жизни. В такой семье ребенок растет в нравственно - эмоциональной атмосфере, которая положительно сказывается на его психофизическом развитии.
Климат семьи зависит от наличия нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых.
Родителям важно помнить, что воспитание – это всегда творческий поиск, не терпящий бездумности и скороспелых решений. Взрослому необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, разбираться в побудительных мотивах его поступков в сложившейся ситуации, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием. В одном случае на ребенка лучше влияет указание, сделанное спокойным деловым тоном, в другом – мягкое, ласковое обращение, в третьем – обращение в виде вопроса или напоминания. Умение родителей понимать ребенка, его состояние и мотивы поведения позволяют наиболее правильно определить соответствующий подход к нему.
В любых самых сложных педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливым в оценках его поступков, в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными.
Нестерова Г. В. воспитатель гр. №12 |