Задачи: 1. познакомить детей с новым способом получения веществ –выпариванием; 2. закрепить умения детей разделять смеси; 3. познакомить детей с историей добычи соли в Пермской губернии; 4. развивать желание к экспериментированию и диалогическую речь 5. воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:смесь поваренной соли и речного песка, фильтровальная бумага, воронки, стаканчики, ложки, спиртовка, тигель, спички, карта Пермской области, два флажка. Литература: Е Черных «Твое Прикамье»
Ход занятия: Воспитатель зачитывает детям письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут Вам участники проекта «Последний герой». Во время высадки на остров один из участников рассыпал поваренную соль на песок. Это был запас соли на все время проживания на острове. Участник очень аккуратно собрал соль, но как он ни старался, он собрал соль с песком. У нас много разных проблем с обустройством на острове, поэтому мы просим вас помочь нам. Надеемся, что Вы справитесь. Заранее благодарны. Участники проекта».
Воспитатель демонстрирует банку со смесью соли и песка.
Вопрос: Зачем нужна людям соль?
Воспитатель: Раз соль так необходима для жизни, надо попытаться отделить соль от песка. Какие будут идеи? Дети делятся на подгруппы, берут с рабочего стола оборудование и проверяют свои предположения. Если дети не делают предположений, то воспитатель задает наводящие вопросы детям: Что происходит с солью, когда кладем ее в пищу?
Воспитатель предлагает растворить соль в воде.
Опыт: в банку со смесью песка и соли наливаем воду и даем отстояться. Воспитатель задает вопрос: Что будем делать дальше? Дети предлагают перелить раствор в другую посуду.
Воспитатель: У нас получился раствор соли в воде – соляной раствор. (Если раствор непрозрачный, то предложить детям отфильтровать его).
Воспитатель: Дети, вы считаете таким соляным раствором можно пользоваться? А как образом? Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы сохранить раствор? (Закрыть крышкой, убрать в надежное место). Если участникам проекта захочется посолить кусочек хлеба, удобно ли им это будет сделать? Какой солью удобнее пользоваться?
Дети наводят порядок на рабочих столах.
Воспитатель: Хотите, я Вас научу отделять соль от воды? Воспитатель, соблюдя правило работы со спиртовкой, зажигает ее, в тигель наливает соляной раствор, нагревает его над спиртовкой.
Задает вопрос детям: Как вы думаете, что произойдет с раствором? Пока соль выпаривается, воспитатель рассказывает о соли: в очень древние на месте Пермского края было огромное соленое море. Со временем вода ушла, а соль осталась. Добыча соли была организована на берегам рек Боровица и Усолка. Соль называли «пермянка», наша соль была знаменита по всей России. В это же время появилось прозвище «пермяк – соленые уши», при переноске мешков соли на спине, она часто высыпалась на голову, уши и шею рабочих. (Показ слайдов). Производство соли было очень вредным для рабочих: соль набивалась в одежду, волосы, кожу рабочих, раны долго не заживали. Соль в то время была очень дорогим продутом и позволить ее себе могли далеко не все. Наверное, с тех времен идет обычай встречать почетных гостей хлебом и солью. Кто из вас знает, где в Пермском крае добывают соль? Подойдите к карте и отметьте флажками города Соликамск и Березники.
Воспитатель показывает детям тигель с выпаренной солью. Как вы считаете, что в тигле? Куда делась вода?
Воспитатель предлагает попробовать детям соль.
Воспитатель: мы справились с поставленной задачей, отделили соль от песка. Молодцы! Давайте вы дома нарисуете, как отделить соль от песка, то лучший рисунок мы отправим участникам проекта, и они смогут получить соль так, как это сделали мы.