Родители должны
знать показатели снижения слуха ребенка:
1.
К группе риска по нарушению слуха относятся дети с ЛОР
заболеваниями
( аденоиды, отиты), а также имеющие
родственников с нарушениями слуха.
2.
Ребенок поворачивается не в ту сторону, когда его окликают,
или вообще не реагирует на оклик.
3.
Нарушен голос: он монотонный, очень громкий или очень тихий
(всегда), очень низкий (бас) или очень высокий (писк).
Раннее выявление тугоухости и ее лечение
предотвращает задержку развития ребенка, в том числе его речи.
Немецкий детский
психолог профессор Карлхайнц Зик
выделяет следующие формы
отклонений от речевой нормы в 2-4 года:
1)
Ребенок совсем не говорит.
2)
Начал говорить со значительным опозданием (В норме первые
слова- в 1- 1,5 года. Предложения из двух
слов- В 1,5 – 2 года.)
3)
Развитие речи остановилось на одном уровне.
4)
В 3 года многие звуки произносит неправильно (В 3 года
ребенок может искажать свистящие звуки (С,З,Ц), шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ) и соноры
(Р,Л). Остальные звуки он должен произносить правильно.)
5)
В 4 года речь грамматически не оформлена (Ребенок не усвоил
множественное число, рода, падежи; слоговая структура искажена: слоги и звуки
опускаются или переставляются или заменяются на неверные).
6)
Ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как-бы задыхается)
7)
Говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и
слова.
Во второй младшей группе
такие дети направляются сначала на консультацию к логопеду детского сада. А он
направляет их на консультацию к логопеду
речевого детского сада ( или к логопеду поликлиники) или к узким специалистам
(ЛОРу, ортодонту, неврологу) с целью выявить причину задержки (нарушения) в
развитии речи и определения коррекционных мероприятий.
У ребенка укороченный и слабый выдох ( 1,5- 2 секунды), поэтому многие
дети говорят негромко. Ребенку трудно говорить шепотом.
Поэтому родителям нужно проводить работу по
выработке длительного сильного выдоха. Требования к этой работе: 1)выполнять
в проветренном помещении 2) в положении стоя или сидя, но в удобной для дыхания
позе 3) не более 1- 1,5 минут (иначе наступает гипервентиляция легких) 4) плечи
при вдохе не поднимать, а щеки при выдохе не надувать
ВИДЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ:
1.
Обучение вдоху
носом: вдыхание различных запахов (длительный вдох) Ребенок нюхает цветок,
сделав сильный вдох носом, а на выдохе произносит долго: «А».
2.
Дутье губами,
сложенными в трубочку: на висящие
легкие предметы; сдвигание предметов по столу, по воде; надувание мыльных
пузырей; игра на дудочке, губной гармошке. Добиваться долгого плавного выдоха. Упражнение
«Согреем руки»: Ребенок делает вдох
носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к рту руки.
3.
Дутье в щель между
губами, растянутыми в улыбке : на предметы висящие, плавающие, лежащие
на столе; «Пропеллер»- на палец,
быстро двигающийся перед губами вправо- влево. Следующий этап- это дутье на
кончик языка, высунутый между губами.( те же упражнения)
4.
Для формирования звука «С» необходимо научить ребенка пропускать узкую струю воздуха по
середине языка. Упражнение
«Свисток»: открыть рот, положить широкий спокойный язык на нижнюю губу
(«Лопатка»); прижать к кончику языка колпачок от ручки или фломастера; сделать
вдох и сильный выдох; послышится свист. Чем выдох сильнее, тем сильнее свист.
Но губы в упражнении не участвуют, а улыбаются.
У детей 3 лет появляется интерес к звукам
речи. Родителям нужно обращать внимание ребенка на четкость произнесения
звуков, слогов, фраз. Делать замечания нецелесообразно - лучше похвалить
малыша, а потом сказать: «Я не расслышал, что ты сказал. Повтори погромче, не
торопись.» Четкая, неторопливая речь
взрослых – это образец для малыша, помните об этом. Не допускается «сюсюканье», т.е. повторение взрослыми неправильного
произношения их ребенка, а также замена названия предмета на звукоподражание,
например: «бибика» вместо «машина» и т.п.
Но очень полезны игры и повторение стихов, содержащих крики животных, а
также звуки, издаваемые часами, бегущей водой и т.п.
Взрослый читает стихотворение, показывая
изображения его героев, а ребенок подражает звукам зверей и птиц.
«Гав! Гав!»- на заре. «Гав!
Гав!»- на дворе.
По двору щенок бежал, а в
конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего спать
мешаешь? И- го-го!»
«Гав! Гав!»- на заре. «Гав!
Гав!»- во дворе.
И сказал теленок: «Му- у!».
Почему сказал он: «Му-у!»?
«Му-у!» сказал он потому,
что мешают спать ему.
«Гав! Гав!»- на заре. «Гав!
Гав!»- во дворе.
И сказал цыпленок: «Пи! Ты,
щенок, еще поспи!»
А козленок: «Ме!» да «Ме!»,
подремать не дали мне!
«Гав! Гав!»- на заре. «Гав!
Гав!»- во дворе.
И сказал тут гусь: «Га!
Га!», вы так сильно лаете,
Что просто всем мешаете!»
А щенок все «Гав!» да
«Гав!», у него веселый нрав!
И веселый этот нрав
называется «Гав! Гав!»
Уже в раннем возрасте детям доступно
выполнение простых упражнений для языка и губ. Эта работа родителей очень
важна, так как развивает силу, подвижность этих органов и является подготовкой
органов артикуляции к произношению более сложных звуков.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
1.
«Птенчики»: открывать и закрывать рот; язык
спокойно лежит во рту.
2.
«Лошадка ржет»: растянуть губы в
широкой улыбке, сказать: «И-и-и!»
3.
«Волк воет»: вытянуть губы в трубочку, сказать:
«У- у- у!»
4.
«Язычок змеи»: касаться кончиком
языка поочередно углов губ.
5.
«Кошка лакает молоко»: открыть рот;
высовывать изо рта широкий язык и заносить его в рот несколько раз.
6.
«Вкусное
варенье»: открыть рот и облизывать губы по кругу.
7.
«Лошадка»: цокать, как копыта лошади,
присасывая язык к нёбу и отрывая от него (темп средний).
8.
«Индюк болбочет»: облизывать языком
верхнюю губу, двигая язык в рот и изо рта в среднем темпе. Слышно: «Бл! Бл!»
Родители знают, что дети 3-4 лет неусидчивы.
Кроме того, многие родители жалуются на занятость, усталость и другие причины
их недостаточного общения с ребенком. Тем самым упускается самый благоприятный возраст
для развития внимания, мышления, эмоций, речи малыша!
Родители
обязаны расширять и уточнять словарный запас детей, используя новые
предметы или картинки, а затем повторять новое слово в самых различных
ситуациях.
Задавайте детям вопрос: «Что это?», показывая на части их тела,
предметы в комнате, слушая звуки. Объясните, когда задают вопрос «Кто это?» и
как на него отвечать.
Учите отвечать на два вопроса:- «Что
это?»- «Это яблоко».
- «Какого цвета яблоко?( Яблоко круглое или
квадратное? И т.п.)»
Производите какие-нибудь
действия и спрашивайте: «Что я делаю?» Аналогичный вопрос задавайте самому
ребенку.
Положив перед ребенком несколько предметов
(ложка, карандаш, ключ и др.), спросите: «Что мы делаем ложкой?» и т.д.
Учим детей употреблять
местоимение «Я» чаще, чем свое имя.
Учим употреблять притяжательные
местоимения: мамино платье, моя тарелка, мышкин хвост, зайкины уши, куклина
одежда и т.п.
Учим употреблять
множественное число существительных. Накрывая на стол (или изучая шифоньер),
спрашивайте: «Что нужно положить на стол?» или «Что лежит на верхней полке?»
или «Что ты видишь на улице?», несколько раз повторив трудные формы слов во
множественном числе (огурцы, платья, дома, деревья и т.п.)
Учим употреблять предлоги
«В», «НА», разложив игрушки на столе, на полке, в шкафу, в столе.
Читайте малышу каждый день в одно и то
же время по 5 минут. Книгу он может выбрать сам.
Если ребенку трудно сосредоточиться - заведите будильник на 1-2 минуты.
Если малыш слушал вас внимательно, то обязательно похвалите его. А время
постепенно увеличивайте. После чтения обязательно рассмотрите иллюстрации и
задайте вопросы, чтобы выяснить, понял ли малыш содержание.
Короткие русские народные сказки («Курочка
Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»…) рассказывайте, показывая картинки. После этого еще раз повторите сказку вместе с
малышом: взрослый начинает предложение, ребенок заканчивает.
Поощряйте желание детей задавать вопросы,
комментировать свои действия.
Развивайте движения пальцев ребенка.
В возрасте между двумя и тремя годами
многие дети начинают повторять звуки, слоги или слова несколько раз во время
речи. Это не заикание, а дублирующие
повторы. Этот период длится
несколько недель, иногда - несколько месяцев. Внезапно повторение
прекращается.
Вы
можете помочь вашему малышу в это время:
1) Не показывайте
внимания к повторам, будьте спокойны.
2) Не просите говорить
медленнее или более понятно, не прерывайте его речь.
3) Удостоверьтесь, что ребенок достаточно
отдыхает, двигается, бывает на воздухе, что в доме спокойная обстановка. |