Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 10.05.2024, 01:36

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми.





Меню сайта
Категории раздела
Статьи [233]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 222
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ИХ РЕБЕНКА

Родители должны знать показатели снижения слуха ребенка:

1.      К группе риска по нарушению слуха относятся дети с ЛОР заболеваниями

( аденоиды, отиты), а также имеющие родственников с нарушениями слуха.

2.      Ребенок поворачивается не в ту сторону, когда его окликают, или вообще не реагирует на оклик.

3.      Нарушен голос: он монотонный, очень громкий или очень тихий (всегда), очень низкий (бас) или очень высокий (писк).

Раннее выявление тугоухости и ее лечение предотвращает задержку развития ребенка, в том числе его речи.

 

Немецкий детский психолог профессор Карлхайнц Зик  выделяет следующие формы отклонений от речевой нормы в 2-4 года:

1)       Ребенок совсем не говорит.

2)       Начал говорить со значительным опозданием (В норме первые слова- в 1- 1,5 года. Предложения из двух слов- В 1,5 – 2 года.)

3)       Развитие речи остановилось на одном уровне.

4)       В 3 года многие звуки произносит неправильно (В 3 года ребенок может искажать свистящие звуки (С,З,Ц), шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ) и соноры (Р,Л). Остальные звуки он должен произносить правильно.)

5)       В 4 года речь грамматически не оформлена (Ребенок не усвоил множественное число, рода, падежи; слоговая структура искажена: слоги и звуки опускаются или переставляются или заменяются на неверные).

6)       Ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как-бы задыхается)

7)       Говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

 

                       Во второй младшей группе такие дети направляются сначала на консультацию к логопеду детского сада. А он направляет их  на консультацию к логопеду речевого детского сада ( или к логопеду поликлиники) или к узким специалистам (ЛОРу, ортодонту, неврологу) с целью выявить причину задержки (нарушения) в развитии речи и определения коррекционных мероприятий.

 

             У ребенка укороченный и слабый выдох ( 1,5- 2 секунды), поэтому многие дети говорят негромко. Ребенку трудно говорить шепотом.

Поэтому родителям нужно проводить работу по выработке длительного сильного выдоха. Требования к этой работе: 1)выполнять в проветренном помещении 2) в положении стоя или сидя, но в удобной для дыхания позе 3) не более 1- 1,5 минут (иначе наступает гипервентиляция легких) 4) плечи при вдохе не поднимать, а щеки при выдохе не надувать

ВИДЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ:

1.      Обучение вдоху носом: вдыхание различных запахов (длительный вдох) Ребенок нюхает цветок, сделав сильный вдох носом, а на выдохе произносит долго: «А».

2.      Дутье губами, сложенными в трубочку:  на висящие легкие предметы; сдвигание предметов по столу, по воде; надувание мыльных пузырей; игра на дудочке, губной гармошке. Добиваться долгого плавного выдоха. Упражнение «Согреем руки»: Ребенок делает вдох носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к рту руки.

3.      Дутье в щель между губами, растянутыми в улыбке : на предметы висящие, плавающие, лежащие на столе; «Пропеллер»- на палец, быстро двигающийся перед губами вправо- влево. Следующий этап- это дутье на кончик языка, высунутый между губами.( те же упражнения)

4.      Для формирования звука «С» необходимо научить ребенка пропускать узкую струю воздуха по середине языка. Упражнение «Свисток»: открыть рот, положить широкий спокойный язык на нижнюю губу («Лопатка»); прижать к кончику языка колпачок от ручки или фломастера; сделать вдох и сильный выдох; послышится свист. Чем выдох сильнее, тем сильнее свист. Но губы в упражнении не участвуют, а улыбаются.

 

У детей 3 лет появляется интерес к звукам речи. Родителям нужно обращать внимание ребенка на четкость произнесения звуков, слогов, фраз. Делать замечания нецелесообразно - лучше похвалить малыша, а потом сказать: «Я не расслышал, что ты сказал. Повтори погромче, не торопись.» Четкая, неторопливая речь взрослых – это образец для малыша, помните об этом. Не допускается «сюсюканье», т.е. повторение взрослыми неправильного произношения их ребенка, а также замена названия предмета на звукоподражание, например: «бибика» вместо «машина» и т.п.  Но очень полезны игры и повторение стихов, содержащих крики животных, а также звуки, издаваемые часами, бегущей водой и т.п.

Взрослый читает стихотворение, показывая изображения его героев, а ребенок подражает звукам зверей и птиц.        

                   «Гав! Гав!»- на заре. «Гав! Гав!»- на дворе.

                   По двору щенок бежал, а в конюшне конь заржал.

                   Он сердился: «Ты чего спать мешаешь? И- го-го!»

                   «Гав! Гав!»- на заре. «Гав! Гав!»- во дворе.

                   И сказал теленок: «Му- у!». Почему сказал он: «Му-у!»?

                   «Му-у!» сказал он потому, что мешают спать ему.

                   «Гав! Гав!»- на заре. «Гав! Гав!»- во дворе.

                   И сказал цыпленок: «Пи! Ты, щенок, еще поспи!»

                   А козленок: «Ме!» да «Ме!», подремать не дали мне!

                   «Гав! Гав!»- на заре. «Гав! Гав!»- во дворе.

                   И сказал тут гусь: «Га! Га!», вы так сильно лаете,

                   Что просто всем мешаете!»

                   А щенок все «Гав!» да «Гав!», у него веселый нрав!

                   И веселый этот нрав называется «Гав! Гав!»

 

Уже в раннем возрасте детям доступно выполнение простых упражнений для языка и губ. Эта работа родителей очень важна, так как развивает силу, подвижность этих органов и является подготовкой органов артикуляции к произношению более сложных звуков.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1.       «Птенчики»: открывать и закрывать рот; язык спокойно лежит во рту.

2.       «Лошадка ржет»: растянуть губы в широкой улыбке, сказать: «И-и-и!»

3.       «Волк воет»: вытянуть губы в трубочку, сказать: «У- у- у!»

4.       «Язычок змеи»: касаться кончиком языка поочередно углов губ.

5.       «Кошка лакает молоко»: открыть рот; высовывать изо рта широкий язык и заносить его в рот несколько раз.

6.        «Вкусное варенье»: открыть рот и облизывать губы по кругу.

7.       «Лошадка»: цокать, как копыта лошади, присасывая язык к нёбу и отрывая от него (темп средний).

8.       «Индюк болбочет»: облизывать языком верхнюю губу, двигая язык в рот и изо рта в среднем темпе. Слышно: «Бл! Бл!»

 

Родители знают, что дети 3-4 лет неусидчивы. Кроме того, многие родители жалуются на занятость, усталость и другие причины их недостаточного общения с ребенком. Тем самым упускается самый благоприятный возраст для развития внимания, мышления, эмоций, речи малыша!

Родители обязаны расширять и уточнять словарный запас детей, используя новые предметы или картинки, а затем повторять новое слово в самых различных ситуациях.

              Задавайте детям вопрос: «Что это?», показывая на части их тела, предметы в комнате, слушая звуки. Объясните, когда задают вопрос «Кто это?» и как на него отвечать.

          Учите отвечать на два вопроса:- «Что это?»- «Это яблоко».

- «Какого цвета яблоко?( Яблоко круглое или квадратное? И т.п.)»

             Производите какие-нибудь действия и спрашивайте: «Что я делаю?» Аналогичный вопрос задавайте самому ребенку.

          Положив перед ребенком несколько предметов (ложка, карандаш, ключ и др.), спросите: «Что мы делаем ложкой?» и т.д.

            Учим детей употреблять местоимение «Я» чаще, чем свое имя.

Учим употреблять притяжательные местоимения: мамино платье, моя тарелка, мышкин хвост, зайкины уши, куклина одежда и т.п.

             Учим употреблять множественное число существительных. Накрывая на стол (или изучая шифоньер), спрашивайте: «Что нужно положить на стол?» или «Что лежит на верхней полке?» или «Что ты видишь на улице?», несколько раз повторив трудные формы слов во множественном числе (огурцы, платья, дома, деревья и т.п.)

            Учим употреблять предлоги «В», «НА», разложив игрушки на столе, на полке, в шкафу, в столе.

        Читайте малышу каждый день в одно и то же время по 5 минут. Книгу он может выбрать сам.  Если ребенку трудно сосредоточиться - заведите будильник на 1-2 минуты. Если малыш слушал вас внимательно, то обязательно похвалите его. А время постепенно увеличивайте. После чтения обязательно рассмотрите иллюстрации и задайте вопросы, чтобы выяснить, понял ли малыш содержание.

Короткие русские народные сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»…) рассказывайте, показывая картинки.  После этого еще раз повторите сказку вместе с малышом: взрослый начинает предложение, ребенок заканчивает.

Поощряйте желание детей задавать вопросы, комментировать свои действия.

             Развивайте движения пальцев ребенка.

 

В возрасте между двумя и тремя годами многие дети начинают повторять звуки, слоги или слова несколько раз во время речи. Это не заикание, а дублирующие повторы. Этот период  длится  несколько недель, иногда - несколько месяцев. Внезапно повторение прекращается.

Вы можете помочь вашему малышу в это время:

1)     Не показывайте внимания к повторам, будьте спокойны.

2)     Не просите говорить медленнее или более понятно, не прерывайте его речь.

3)      Удостоверьтесь, что ребенок достаточно отдыхает, двигается, бывает на воздухе, что в доме спокойная обстановка.

Категория: Статьи | Добавил: TimurAv (26.02.2013) | Автор: Маркова Ирина Викторовна
Просмотров: 751 | Рейтинг: 3.0/1
Учредитель
Департамент образования администрации города Перми
Начальник – Гаджиева Людмила Анатольевна
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 36. Тел.: 212-70-50
Режим работы: с 09.00 до 18.00, обед с 12.00 до 13.00

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми
Заведующий – Кулакова Евгения Олеговна
Зам. зав. по ВМР – Мухачева Нина Николаевна
Завхоз – Алексеева Галина Николаевна
Юридический адрес: 614109, г. Пермь, ул. Танцорова, 28. 
Фактический адрес: г. Пермь, ул. Танцорова, 28 (корпус № 1) г. Пермь, ул. Капитанская, 21 (корпус № 2) Тел.: 250-25-39 (заведующий, корпус № 1), 250-25-69 (корпус № 2) Тел./факс: 250-25-49 (бухгалтерия)
Режим работы: пятидневный, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. 
График работы: c 07.00 до 19.00 . 
Поиск по сайту

Структура сайта


Погода
Яндекс.Погода

Оценка качества муниципальных услуг в Пермском крае

Министерство образования и науки Пермского края


Copyright © 2024 г. Пермь