Фонематический слух – способность распознавать звуки
речи по акустическим признакам ( твердые – мягкие, звонкие – глухие, свистящие –
шипящие) .
Развитый
фонематический слух – основа правильного произношения звуков у вашего ребенка,
а, следовательно, и грамотного чтения и письма.
Рекомендуемые задания :
1. « Поймай звук» : взрослый произносит слова, закрыв рот «экраном» (листком
бумаги), держа его на расстоянии 10
см ото рта, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если
услышит заданный звук.
Примерные наборы слов:
Для звука С
(твердого!): стол, роза, лиса, шторы, цапля, абрикос,
гусь( СЬ!), танец, красный, поздно,
письмо(СЬ!).
Для звука Ш : шкаф,
жду, скамейка, мышь, клещ, смешно, важно.
2. «Эхо» : Закрыв рот «экраном», взрослый
произносит группы слогов, а ребенку нужно их точно повторить:
Ба- па- ба шу- жу- шу ще- се
Сы- зы- за ко- го- го ти- чи
Шо- шу- су ча- ща- ша ца- са
Ро- ло- ро ма- мы- мо- му ля- ле- ли- лю
3. Игры со словами- метаграммами ( словами, которые различаются
только одним звуком) :
1)
Перед ребенком рисунки: «дом» и
«дым», «кот» и «кит», «крыша» и «крыса», «трава» и «дрова», «нос» и
«нож», «рожки» и «ложки».
Назвав оба слова (медленно), ребенок находит в них различные
звуки.
Вариант: взрослый называет пару слов, а ребенок находит в
них разные звуки.
2)
«Звук потерялся»:
Мишка плачет и ревет.
Просит пчел, чтоб дали лед. (мед)
Утром кости (гости) к
нам пришли. Всем подарки принесли.
Стужа. Снег. Метут
метели. Темной ночью бродят двери. (звери)
Ехал дядя без жилета
(билета). Заплатил он штраф за это.
Мы собирали васильки.
На головах у нас щенки. (венки)
На пожелтевшую траву
роняет лев (лес) свою листву.
- Исправь ошибку в стихах.(…) Сравни слово, которое ты
назвал со словом, которое было в стихах. Как звучат эти слова? (похоже) Какими
звуками отличаются эти слова? (ль- мь, к- г, д- з, ж- бь, щ- вь, ф- с)
Слоговая структура
слова –
взаиморасположение слогов в слове.
Чаще всего старшие дошкольники нарушают структуру
многосложных слов (из 3 и более слогов), в которых встречаются стечения
согласных (2 или 3 согласных звука находятся рядом), например: «мицианер», «эскурсия»,
«весипед», «преставление» и др.
Данные ошибки (если их регулярно не исправлять!) из устной
речи переходят в письменную.
Четко, медленно
произнесите и попросите ребенка правильно повторить:
Сковорода,
телевидение, термометр, обогреватель, представитель, представление,
строительство, библиотекарь, супермаркет, бронетранспортер, бортпроводник,
транспорт, экспедиция, эксперимент, электроэнергия.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Строители занимаются строительством дома. Экскаваторщик управляет экскаватором.
Экскурсовод сидит в экскурсионном автобусе. Велосипедист едет на велосипеде. Дрессировщик
дрессирует животных. У вертолета вращается пропеллер. Мы сконструировали из
конструктора автомобиль. Регулировщик стоит на перекрестке. |