«Развиваем логическое мышление с помощью занимательных игр»
Большинство родителей уверены, что гораздо важнее научить ребенка считать, писать, читать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, пишущий и считающий ребенок, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. В чем же причина? Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, т.е. у него не развито логическое мышление. Вообще развитие мышления происходит в три этапа: Наглядно-действенное, т.е. ребенок мыслит через действие. Наглядно-образное , т.е. ребенок мыслит при помощи образов. Словесно-логическое, т.е. ребенок мыслит в уме. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. В работе с детьми 5-6 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют задания на поиск недостающих в ряду фигур, задания на поиск признака отличия одной группы предметов от другой, задания на продолжение логического ряда. (разложи большие книги в одну сторону, маленькие в другую; сравни чем заварочный чайник отличается от электрического; какие предметы на кухне мы можем объединить вместе и почему?) Логические задачки могут быть следующими: - Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной – на клене вишни не растут.) - Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.) - У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.) Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ. Воспитатель подготовительной группы Дудина Ирина Григорьевна