Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 12:56

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми.





Меню сайта
Категории раздела
Статьи [233]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 222
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Развитие речи у детей в раннем возрасте.

Развитие речи у детей в раннем возрасте.

В последнее десятилетие во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Человечество как будто заново открыло его величайшую «тайну»: его слабость и несовершенство, по сути, является его силой и предоставляет безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности.

Если задать ребенку вопрос: «Что ты больше всего любишь делать?» На него большинство детей ответят, одним словом: «Играть!»  Дети  играют дома, в гостях, на улице, в детском саду.  Любое увлекательное занятие для ребенка обозначается для них словом «игра». Через игру он познает окружающую  действительность,  свой внутренний мир.  В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накапливание зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений.  В этот период закладывается основа познавательной деятельности  и физической активности ребенка. Дети с большим интересом исследуют предметы окружающие их, применяя при этом все доступные ему способы: рассматривают, трогают, пробуют на вкус.

В раннем возрасте закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для речевого развития.

Анализ поведения детей раннего возраста показывает – ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой (“Что это?”; “Ответь!”; “Назови!”; “Повтори!), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Роль развития речи ребенка на втором году жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, памяти, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как, Запорожец А.В., Лисина М.И., Выготский Л.С.,  Шахнарович А.М., Филичева Т.Б, Жукова Н.С., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

  • систематичность проведения;
  • распределение их в порядке нарастающей сложности;
  • подчинённость заданий выбранной цели;
  • чередование и вариативность упражнений;
  • воспитание внимания к речи.

 

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Упражнение: «Корзина с игрушками»

Цели:

  • развивать умение понимать речь взрослого, навык фразовой речи;
  • способствовать усвоению существительного с обобщающим значением – игрушка;
  • учить внимательно, рассматривать картинку с изображением игрушек.

Оборудование:

  • корзина с игрушками (кукла, собака, кошка, машина, юла);
  • картинки с изображением игрушек.

Ход занятия: Воспитатель берет  корзину с игрушками и показывает ее ребенку, обращает его внимание на то, что в корзине много разных игрушек и говорит:

Ты нам куклу покажи
И на стол положи.

После выполнения ребенком инструкции педагог обращается с вопросом: «Что положили на стол?».

Воспитатель снова говорит:
Ты нам мишку покажи
И на стол положи.

«Что положили на стола?» – интересуется  воспитатель. Таким образом, на стол выкладываем все игрушки из корзины. Далее воспитатель сообщает, что на столе лежат игрушки их много, а у него есть картинки.
Затем воспитатель показывает картинку с изображением игрушки (кукла) и предлагает положить эту игрушку в корзинку.

 

Упражнение: «Теремок»

Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова.

Оборудование: игрушечный домик, игрушки (мышка, лягушка, петушок, лиса, волк, медведь)

Ход занятия: воспитатель показывает домик, рассказывает, что в этом домике живут мышка, она  пищит – пи–пи-пи; лягушка, она квакает – ква-ква, петушок он кричит – ку-ка-ре-ку. Затем взрослый предлагает ребенку постучать в домик и спросить: «Кто в домике живет?». Воспитатель отвечает: « Там мышка живет. Как она пищит?» предлагает ребенку повторить пи-пи-пи и т. д. Затем показывает сказку «Теремок».
В конце занятия взрослый активизирует звукоподражание у ребенка.

 

Упражнение«Играем с куклой»

Цели:

  • развивать умение понимать речь взрослого, навык фразовой речи;
  • способствовать усвоению существительного с обобщающим значением – игрушка.

Оборудование: кукла.

Ход занятия: воспитатель показывает куклу и объясняет, что это игрушка с ней можно играть. Ребенок рассматривает куклу, а воспитатель рассказывает:

Ушки, щечки, ротик.
Вот у куклы ручки,
Вот у куклы брючки.
Вот у куклы ножки,
А на них  сапожки.
Кукла глазки закрывает,
Кукла глазки открывает.   (два, раза)
Наша кукла плакать может,
Дети куколке помогут.
Дети куколку качают,
Кукла наша засыпает. Я вам куклу покажу
И про куклу расскажу.
Вот у куклы голова,
А вот глазки – их два.
Вот у куклы носик,
 

Затем воспитатель предлагает показать  ребенку, где у куклы ротик, носик, глазки, ножки, ручки, во что она одета. Воспитатель еще раз читает стихотворение, а ребенок вслед за воспитателем договаривает отдельные слова.

 

Упражнение«Что делает кукла?»

Цели:

  • развивать навыки фразовой речи;
  • формировать фонетико-фонематическую базу.

Оборудование: кукла

Ход занятия: воспитатель совершает отдельные действия с куклой и комментирует их, повторяя глаголы три раза. Затем повторяет эту игру, вызывая речевую инициативу у ребенка.

Кукла стоит, стоит, стоит.
Кукла стоит, стоит, стоит.
Кукла встает, встает, встает.
Кукла идет, идет, идет.
Кукла стучит, стучит, стучит,
Кукла топает, топает, топает.
Кукла хлопает, хлопает, хлопает.
Кукла скачет, скачет, скачет.

 

Упражнение: «Здравствуй, паровозик!»

Цели:

  • формирование понятия (один, много);
  • обучение группировке однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством;
  • развитие речевого дыхания.

Оборудование: нарисованный паровозик с разноцветными  вагончиками

Ход занятия: воспитатель показывает ребенку паровозик с вагонами и говорит: «Посмотри, кто к нам приехал? (Паровозик) У него много вагончиков, они разноцветные. Этот вагоны красного цвета, а эти синего.

Я сейчас расщеплю вагончики. Помоги мне собрать красные вагончики в одну сторону, а синие в другую.
Какие это вагончики? (Красные).
А другие? (Синие).
Прицепим к паровозику сначала красные вагончики. Возьми красный вагончик.  Сколько вагончиков? Один. Присоедини его к паровозику. Какого он цвета? (Красный) и т.д.
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чо-чо, ча-ча, чу-чу,
далеко я укачу!»

Воспитатель группы № 8 Гилева Татьяна Александровна

Категория: Статьи | Добавил: TimurAv (28.10.2014) | Автор: Гилева Татьяна Александровна
Просмотров: 867 | Рейтинг: 4.0/1
Учредитель
Департамент образования администрации города Перми
Начальник – Гаджиева Людмила Анатольевна
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 36. Тел.: 212-70-50
Режим работы: с 09.00 до 18.00, обед с 12.00 до 13.00

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми
Заведующий – Кулакова Евгения Олеговна
Зам. зав. по ВМР – Мухачева Нина Николаевна
Завхоз – Алексеева Галина Николаевна
Юридический адрес: 614109, г. Пермь, ул. Танцорова, 28. 
Фактический адрес: г. Пермь, ул. Танцорова, 28 (корпус № 1) г. Пермь, ул. Капитанская, 21 (корпус № 2) Тел.: 250-25-39 (заведующий, корпус № 1), 250-25-69 (корпус № 2) Тел./факс: 250-25-49 (бухгалтерия)
Режим работы: пятидневный, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. 
График работы: c 07.00 до 19.00 . 
Поиск по сайту

Структура сайта


Погода
Яндекс.Погода

Оценка качества муниципальных услуг в Пермском крае

Министерство образования и науки Пермского края


Copyright © 2024 г. Пермь