Предлагаем вам задания
для проверки грамматической системы словоизменения:
1.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже по
образцу: стул- стулья- много стульев. В эту игру удобно играть с мячом.
(дерево-…, перо, крыло, ухо, лоб, рот, ветер, костер, день, пень, окно,
стекло, сыр, колбаса, сын, дочь, медвежонок, вороненок, письмо, ведро, кольцо,
яйцо, овца).
Вспомните с детьми слова, не
изменяющиеся по числам: пальто, шоссе,
пианино, метро, кофе, какао, кенгуру, какаду, киви, кино, домино.
2.Согласование существительных с числительными
Игра «1- 2- 5»
(можно играть с мячом): 1 шар- 2 шара- 5
шаров и т.д.
(Ложка, стол, стул, крыло, окно, овца, олень, капля, лоб, ухо, зеркало,
карандаш, день, неделя, год…).
3.Употребление существительных в разных
падежах с предлогами
Взрослый выполняет действия и задает
вопросы по этим действиям, а ребенок, отвечая, должен употребить правильный
предлог и нужный вариант существительного:
- Где находится мяч? (… на
столе.)
– Откуда скатился мяч? (… со стола.)
- Куда закатился мяч? (… под
стол.)
– Откуда я достал(а) мяч? (…из-под стола.)
– Где лежит книга? (… в шкафу.)
– Откуда я достал(а) книгу? (…из шкафа.)
– Где я спрятался(спряталась)? (…за шторой.)
– Откуда я выглядываю? (… из-за шторы.)
Задания для проверки
грамматической системы словообразования:
1.Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.
Игра «Большой - маленький» (можно играть с мячом):
лес-(лесок), лицо, брови, щека, стекло, огонь, стол, стул, чайник, пуговица,
воробей-(воробушек), горох, грузовик, платье- (платьице).
Если ребенок испытывает затруднение, например, в образовании слова
«стеклышко», нужно предложить ему образовать слова с этим же суффиксом (горлышко, перышко,
крылышко). А тот же суффикс, что и слово
«платьице», имеют слова: деревце, одеяльце, зеркальце, креслице.
2.Образование относительных
прилагательных.
Дом из камня- каменный дом, дом из кирпича-…, шарф из шерсти-…, кастрюля
из металла-…, чашка из фарфора-…, коробка из картона-…, горка из снега- снежная
горка, карточка из пластика-…, салат из свеклы-…, запеканка из творога-…,
котлеты из курицы-…, повидло из сливы-….
3.Образование притяжательных прилагательных.
Игра «Чей хвост? Чья морда?»:
У зайца хвост заячий и морда заячья.
У лисы хвост лисий и морда лисья.
У волка хвост волчий и морда волчья.
У медведя хвост медвежий и морда медвежья.
У собаки хвост собачий и морда собачья.
У кошки хвост кошачий и морда кошачья.
У мышки хвост мышиный, а у рыбы – рыбий.
У верблюда голова верблюжья, а у черепахи - черепашья.
У вороны крылья вороньи, а у сороки – сорочьи.
У орла клюв орлиный, а у воробья – воробьиный.
У мамы тапочки мамины, а у дедушки – дедушкины.