В старшей группе
ребенок должен знать, что:
1. Слова – это названия предметов,
действий или признаков.
2. Слова состоят из звуков.
3. Звуки в словах произносятся один за
другим.
4. Звуки бывают гласные и
согласные. При произношении согласных звуков во рту возникает
преграда ( губы, зубы, язык- для каждого звука свой вариант преграды). Гласные звуки произносятся без преграды во
рту, свободно.
5. Гласных звуков 6: А, О, У, Ы, И, Э. (Не путайте с гласными буквами:
их 10: + Е, Ё, Ю, Я) ГЛАСНЫЕ
ЗВУКИ НУЖНО ВЫУЧИТЬ!
6. Согласные звуки бывают твердые и мягкие. ( К сведению: существуют и
всегда твердые звуки: Ж, Ш, Ц; а также всегда мягкие звуки: Ч, Щ, Й.)
Опираясь на эти знания, мы- взрослые- должны научить ребенка осуществлять звуковой анализ слова. Это значит:
1) Научить определять
первый, второй, … последний звук в слове
2) Научить определять:
гласный звук или согласный, согласный твердый или мягкий?
Именно эти знания и умения лежат в основе чтения слов.
ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ИГРЫ,
ОБУЧАЮЩИЕ ЗВУКОВОМУ
АНАЛИЗУ СЛОВ.
1. «ПОЙМАЙ ЗВУК»: Вы называете слово, просите определить первый (или последний) звук и
бросаете мяч ребенку. Он возвращает мяч и называет звук.
Чтобы определить
какой- либо звук, его надо обязательно выделить голосом: звук
можно протянуть (все гласные звуки и ряд согласных: М, Н, Л, Р, Ж, Ш, Щ,
З, С, В, Ф) или произнести громче, чем остальные звуки. Сначала проверьте, как ваш ребенок находит первый
согласный звук твердый (СТОЛ, ШУБА…), затем - первый мягкий согласный звук
(МЕДВЕДЬ, ВЕСНА…). Следующий этап- определение последнего согласного звука,
сначала твердого, затем- мягкого.
2. Часто дети выделяют не один первый звук, а сразу первый
и второй. Например: в слове «машина»
первый звук- «ма».
В этом случае поможет
игра «РАЗДЕЛИ ДВА ДРУГА -
ДВА ЗВУКА»:
Взяв ребенка крепко за
руку вы рассказываете историю про два крепких друга- два звука, которые никто
не мог разделить, и предлагаете сделать это ему. «МА». – Выдели голосом первый
звук. (МММА). Назови первый звук.(М). Выдели голосом второй звук. (МААА) Назови
второй звук. (А). Назови звуки по отдельности. (М, А) Вот ты и разделил этих
крепких друзей».
1) Согласный звук твердый: МА, НЫ, СО, ПУ, ШЕ, ВЫ и т.п.
2) Согласный звук мягкий: ЛЯ, СЕ, ТИ, МЁ, ЛЮ и т.п.
3. «ЗВУК ПОТЕРЯЛСЯ»: 1) - укла (К), - аяц (З), - урнал (Ж)…;
2)Карма- (Н),
сту- (Л, К), крова- (ТЬ)…
4.
«ЦЕПОЧКА СЛОВ»: Вы называете слово, например:
«ШКОЛА», ребенок находит в этом слове последний звук и называет слово, которое
начинается на этот звук: «АПЕЛЬСИН»- «НОС»- «СУП» и т.д.
5. «НАЗОВИ
БРАТЦА» (твердые согласные звуки- это
старшие братцы, а мягкие- младшие). Вы называете, например, твердые звуки: М,
П, С, а ребенок- МЬ, ПЬ, СЬ. И наоборот: ЛЬ- Л, ВЬ- В и т.д. Играйте с мячом.
6. «ЗВУК
СПРЯТАЛСЯ»: Вы называете слова, например со звуком «С» ( слон,
автобус, часы, маска, сыр, пёс), а ребенок повторяет их, выделяя голосом звук
«С» и определяет, в каком месте слова он слышен: в начале, в конце или в
середине. |