Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 12:27

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми.





Меню сайта
Категории раздела
Статьи [233]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 222
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

«НИЧЕГО НИКОМУ НЕ СКАЖУ» или ИГРЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ.

Назовем некоторые ошибки взрослых, затрудняющие дальнейшее развитие речи ребенка:

  1. Ограничение речевого общения называнием знакомых предметов.
    Единственным приемом развития речи является прием «Скажи, повтори». Ребенок усвоил, что каждый предмет называется определенным словом,  но в общении с людьми речь заменяется жестами, мимикой, требовательными возгласами. Само же слово не произносится.
  2. Приоритетное развитие интеллекта.
    К сожалению, часто при ориентации на раннее обучение именно интеллектуальным занятиям отдается приоритет, а остальное — если успеется, если хватит сил у мамы и ребенка. Взрослый, увлекшись методиками Глена Домана, кубиками Зайцева, наивно полагает, что, уча ребенка читать, развивает и его речь.
  3. Чрезмерная информативная нагрузка.
    Бывают случаи, когда речевое развитие опережает все возрастные нормы. И тогда, взрослые, воодушевленные успехами ребенка, пытаются насытить малыша как можно большим объемом информации, не понимая, что слабая, еще неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации.
  4. Недостаточный опыт общения со взрослым будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Взрослые сводят свое общение с ребенком до минимума. Близкие люди должны озвучивать привычные для ребенка ситуации  (одевание и раздевание, умывание, прием пищи, прогулку, игры, рассматривание картинок, чтение книг, подготовку ко сну); называть и показывать предметы посуды, одежды, ее цвет, размер, форму и т.п.
  5. Преобладание в речи взрослого при общении с ребенком «детских слов»                (например: машина - «би - би» или «бибика»).
    К 1 году 6 месяцам ребенка нужно побуждать к называнию общеупотребительных слов. Если на этом этапе взрослый в общении с ребенком продолжает пользоваться «детскими словами» или же сюсюкать    (часто и не к месту употреблять уменьшительно – ласкательные суффиксы: « Мишунечка, пойдем в магазинчик, купим колбаску.») у малыша происходит замедленное развитие речи целом.
  6. Ошибка предвосхищения.

Часто близкие взрослые, стремясь показать свою любовь к ребёнку, угадывают каждое желание малыша по первому взгляду и звуку и тут же стараются удовлетворить все его потребности. Возникнет ли у такого малыша необходимость заговорить? Ответ один — нет. В таком случае у ребенка исчезает стимул, потребность заговорить первым и сформулировать свои желания словом: зачем говорить, если тебя и так понимают.

Как помочь малышу заговорить?
Приемы развития речи в раннем возрасте

К таким методическим приёмам можно отнести следующие:

Вызывание речи в ситуациях, связанных с эмоциональными состояниями ребенка (возбуждение, ситуации удовлетворения и неудовлетворения)

С целью развития речи можно использовать такой прием как неожиданное появление и исчезновение игрушки за ширмой, под платочком и т.п. В момент появления игрушки взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Называя предмет, необходимо следить за речевой и зрительной реакцией ребенка. По мере появления сосредоточения следует несколько задерживать игрушку над ширмой, удлиняя процесс восприятия в сочетании с ее обозначением словом. Важно также дать эту игрушку ребенку в руки, погладить ее, покачать и т.д.

Вызывание речи в ситуациях: провокациях, непонимания и помощи взрослому

Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это и будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднений подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для названия предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

Речь детей заметно активизируется в ситуациях, где побуждающим мотивом является помощь взрослому, не очень «умелому и рассеянному» («умные» дети — «непонятливый» педагог).

Просьбы, поручения

В первом случае ребенка просят выполнить какое-то действие с интересной ему игрушкой (покормить ее, уложить спать и т.д.), сопровождая его речевым сопровождением по показу взрослого. Во втором случае - обратиться с просьбой к другому ребенку или взрослому, а в дальнейшем рассказать, что он сделал.

Ситуации сопровождения действий ребенка словом

Педагог сопровождает действия ребенка облегченными словами (бум, клю-клю, буль-буль), а ребенок, действуя с понравившимся предметом, вступает в общение со взрослым (игры с мелкими предметами, кормление куклы, игра на музыкальных инструментах и т.д.) и с удовольствием повторяет слова взрослого.

Создание ситуации, когда дальнейшее развитие событий будет зависеть от речевой активности ребенка

Для того чтобы ребенок проявил речевую активность в некоторых случаях эффективно в начале вызвать интерес к предметам, а затем поставить перед малышом некоторые условия (позови, попроси, назови и т.д.) от выполнения которых будет зависеть продолжение игры.

Опосредованное общение через игрушку

Игрушка привлекается взрослым для того, чтобы организовать с ее помощью общение с малышом в непринужденной обстановке. Игрушка «разговаривает» с ребенком измененным голосом взрослого.

Ситуация выбора

Предоставляйте ребенку возможность выбора. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и ответственности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?; «Мишка поедет на паровозе или на машине?»

Показ и рассматривание предмета, его сопоставление с изображением на картинке

При показе и рассматривании реального предмета решается одна из важных речевых задач — развитие речевых средств, в том числе знакомство с новыми словами, уточнение их значения и постепенное их включение в активный словарь ребенка. При рассмотрении предметов взрослый обращает внимание на их признаки («Мяч синий, круглый, маленький…»; выделение части целого («В домике есть крыша, стены, пол, окна, дверь» т.д.

Картинный материал используется после ознакомления ребенка с игрушкой. Предпочтительно цветное изображение предметов. При подборе предметных картинок для одновременного показа надо обращать внимание на их соотношение по величине. Нельзя ставить в одном ряду картинки с изображением, например, лошади или коровы маленького размера, а гуся, петуха большого. Ребенок воспринимает предмет в сопоставлении его с другими предметами по разным признакам, в том числе и по величине.

Разговор взрослого с самим собой

Когда малыш находится недалеко от взрослого, ему необходимо начать говорить вслух о том, что сам взрослый видит, слышит, чувствует, делает. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку», «Я даю ложку Вове» и т. п.

Параллельный разговор

Этот прием заключается в том, что необходимо описывать все действия и ощущения ребенка: «Оля одевается», «Стало темно». Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Распространение речи ребенка

Этот прием заключается в том, что необходимо продолжать и дополнять все сказанное малышом, но не принуждать его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:

Ребенок: «Мяч». Взрослый: «Мяч круглый».

Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп кушают ложкой».

Вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль.

Приговоры, потешки, песенки

Использование народных  игровых песенок, потешек, приговоров трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, малыш делает «ладушки», притопывает, двигается в такт произносимому тексту. В дальнейшем дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками. Эти фольклорные произведения удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым (прикосновения, поглаживания).

Подражание речи взрослых

Включает в себя:

  • просьба, предложение произнести слово;
  • совместное проговаривание слова;
  • произнесение cлова за взрослым;
  • самостоятельное произнесение слова;
  • договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово.

Побуждающим фактором для возникновения речи является предметная деятельность ребенка, и ему не интересно простое подражание речи взрослого.

 В ходе рассматривания игрушки, предмета ребенок дает ответы на  вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине? По форме? И т.д

Категория: Статьи | Добавил: TimurAv (08.11.2013) | Автор: Маркова И. В.
Просмотров: 525 | Рейтинг: 5.0/1
Учредитель
Департамент образования администрации города Перми
Начальник – Гаджиева Людмила Анатольевна
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 36. Тел.: 212-70-50
Режим работы: с 09.00 до 18.00, обед с 12.00 до 13.00

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми
Заведующий – Кулакова Евгения Олеговна
Зам. зав. по ВМР – Мухачева Нина Николаевна
Завхоз – Алексеева Галина Николаевна
Юридический адрес: 614109, г. Пермь, ул. Танцорова, 28. 
Фактический адрес: г. Пермь, ул. Танцорова, 28 (корпус № 1) г. Пермь, ул. Капитанская, 21 (корпус № 2) Тел.: 250-25-39 (заведующий, корпус № 1), 250-25-69 (корпус № 2) Тел./факс: 250-25-49 (бухгалтерия)
Режим работы: пятидневный, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. 
График работы: c 07.00 до 19.00 . 
Поиск по сайту

Структура сайта


Погода
Яндекс.Погода

Оценка качества муниципальных услуг в Пермском крае

Министерство образования и науки Пермского края


Copyright © 2024 г. Пермь