Назовем некоторые ошибки взрослых, затрудняющие дальнейшее
развитие речи ребенка:
- Ограничение речевого общения называнием знакомых предметов.
Единственным приемом развития речи
является прием «Скажи, повтори». Ребенок усвоил, что каждый предмет
называется определенным словом,
но в общении с людьми речь заменяется жестами, мимикой,
требовательными возгласами. Само же слово не произносится.
- Приоритетное развитие интеллекта.
К сожалению, часто при ориентации на раннее
обучение именно интеллектуальным занятиям отдается приоритет,
а остальное — если успеется, если хватит сил у мамы
и ребенка. Взрослый, увлекшись методиками Глена Домана, кубиками
Зайцева, наивно полагает, что, уча ребенка читать, развивает и его
речь.
- Чрезмерная информативная нагрузка.
Бывают случаи, когда речевое развитие опережает все
возрастные нормы. И тогда, взрослые, воодушевленные успехами ребенка,
пытаются насытить малыша как можно большим объемом информации,
не понимая, что слабая, еще неокрепшая нервная система малыша
не справляется с потоком информации.
- Недостаточный опыт общения со взрослым будет влиять тогда, когда
взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает
услышанных слов. Взрослые сводят свое общение с ребенком
до минимума. Близкие
люди должны озвучивать привычные для ребенка ситуации (одевание и раздевание, умывание, прием
пищи, прогулку, игры, рассматривание картинок, чтение книг, подготовку ко
сну); называть и показывать предметы посуды, одежды, ее цвет, размер,
форму и т.п.
- Преобладание в речи взрослого при общении с ребенком
«детских слов» (например:
машина - «би - би» или «бибика»).
К 1 году 6 месяцам ребенка нужно побуждать
к называнию общеупотребительных слов. Если на этом этапе
взрослый в общении с ребенком продолжает пользоваться «детскими
словами» или же сюсюкать (часто
и не к месту употреблять уменьшительно – ласкательные суффиксы: «
Мишунечка, пойдем в магазинчик, купим колбаску.») у малыша происходит
замедленное развитие речи целом.
- Ошибка
предвосхищения.
Часто близкие
взрослые, стремясь показать свою любовь к ребёнку, угадывают каждое
желание малыша по первому взгляду и звуку и тут же
стараются удовлетворить все его потребности. Возникнет ли у такого
малыша необходимость заговорить? Ответ один — нет. В таком случае
у ребенка исчезает стимул, потребность заговорить первым и сформулировать
свои желания словом: зачем говорить, если тебя и так понимают. Как помочь малышу заговорить?
Приемы развития речи в раннем возрастеК таким методическим приёмам можно отнести следующие: Вызывание речи в ситуациях, связанных
с эмоциональными состояниями ребенка (возбуждение, ситуации удовлетворения
и неудовлетворения)С целью развития речи можно использовать такой прием
как неожиданное появление и исчезновение игрушки за ширмой, под платочком
и т.п. В момент появления игрушки взрослый каждый раз называет ее,
привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой
повторяется несколько раз. Называя предмет, необходимо следить за речевой
и зрительной реакцией ребенка. По мере появления сосредоточения
следует несколько задерживать игрушку над ширмой, удлиняя процесс восприятия
в сочетании с ее обозначением словом. Важно также дать эту
игрушку ребенку в руки, погладить ее, покачать и т.д. Вызывание речи в ситуациях: провокациях, непонимания
и помощи взросломуНапример, если малыш показывает на полку
с игрушками, просительно смотрит на вас, и вы хорошо
понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему
не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение вашей
непонятливостью, но это и будет первым мотивом, стимулирующим малыша
назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднений подскажите малышу:
«Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?»
В подобных ситуациях ребенок охотно активирует свои речевые возможности, чувствуя
себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только
для названия предметов, но и словесного обозначения действий,
производимых с ним. Речь детей заметно активизируется в ситуациях, где
побуждающим мотивом является помощь взрослому,
не очень «умелому и рассеянному» («умные» дети — «непонятливый»
педагог). Просьбы, порученияВ первом случае ребенка просят выполнить какое-то действие с
интересной ему игрушкой (покормить ее, уложить спать и т.д.), сопровождая его
речевым сопровождением по показу взрослого. Во втором случае - обратиться
с просьбой к другому ребенку или взрослому, а в дальнейшем
рассказать, что он сделал. Ситуации сопровождения действий ребенка словомПедагог сопровождает действия ребенка облегченными словами
(бум, клю-клю, буль-буль), а ребенок, действуя с понравившимся
предметом, вступает в общение со взрослым (игры с мелкими
предметами, кормление куклы, игра на музыкальных инструментах и т.д.)
и с удовольствием повторяет слова взрослого. Создание ситуации, когда дальнейшее развитие событий будет
зависеть от речевой активности ребенкаДля того чтобы ребенок проявил речевую активность
в некоторых случаях эффективно в начале вызвать интерес
к предметам, а затем поставить перед малышом некоторые условия
(позови, попроси, назови и т.д.) от выполнения которых будет зависеть
продолжение игры. Опосредованное общение через игрушкуИгрушка привлекается взрослым для того, чтобы организовать
с ее помощью общение с малышом в непринужденной обстановке.
Игрушка «разговаривает» с ребенком измененным голосом взрослого. Ситуация выбораПредоставляйте ребенку возможность выбора. Осуществление
возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости
и ответственности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно
делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Ты хочешь
играть с куклой или медвежонком?; «Мишка поедет на паровозе или
на машине?» Показ и рассматривание предмета, его сопоставление
с изображением на картинкеПри показе и рассматривании реального предмета решается
одна из важных речевых задач — развитие речевых средств, в том
числе знакомство с новыми словами, уточнение их значения
и постепенное их включение в активный словарь ребенка. При
рассмотрении предметов взрослый обращает внимание на их признаки
(«Мяч синий, круглый, маленький…»; выделение части целого («В домике есть
крыша, стены, пол, окна, дверь» т.д. Картинный материал используется после ознакомления ребенка
с игрушкой. Предпочтительно цветное изображение предметов. При подборе
предметных картинок для одновременного показа надо обращать внимание
на их соотношение по величине. Нельзя ставить в одном ряду
картинки с изображением, например, лошади или коровы маленького размера,
а гуся, петуха большого. Ребенок воспринимает предмет в сопоставлении
его с другими предметами по разным признакам, в том числе
и по величине. Разговор взрослого с самим собойКогда малыш находится недалеко от взрослого, ему
необходимо начать говорить вслух о том, что сам взрослый видит, слышит,
чувствует, делает. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова)
и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными
восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку», «Я даю ложку Вове»
и т. п. Параллельный разговорЭтот прием заключается в том, что необходимо описывать
все действия и ощущения ребенка: «Оля одевается», «Стало темно». Используя
«параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова,
выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать
самостоятельно. Распространение речи ребенкаЭтот прием заключается в том, что необходимо продолжать
и дополнять все сказанное малышом, но не принуждать его
к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит.
Например: Ребенок: «Мяч». Взрослый: «Мяч круглый». Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп кушают ложкой». Вы постепенно подводите его к тому, чтобы
он заканчивал свою мысль. Приговоры, потешки, песенкиИспользование народных
игровых песенок, потешек, приговоров трудно переоценить: вслушиваясь
в слова потешки, в их ритм, музыкальность, малыш делает
«ладушки», притопывает, двигается в такт произносимому тексту. В
дальнейшем дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками. Эти
фольклорные произведения удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном
и тактильном контакте со взрослым (прикосновения, поглаживания). Подражание речи взрослыхВключает в себя:
- просьба, предложение произнести
слово;
- совместное проговаривание
слова;
- произнесение cлова за взрослым;
- самостоятельное произнесение
слова;
- договаривание слова
в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово.
Побуждающим фактором для возникновения речи является
предметная деятельность ребенка, и ему не интересно простое подражание речи
взрослого.
В ходе рассматривания игрушки, предмета
ребенок дает ответы на вопросы: Кто это? Что
это? Что делает? Какой предмет по величине? По форме? И т.д |