(Советы логопеда по составлению описательных рассказов) Попробуйте поставить перед ребенком игрушечного котенка и дать задание: - Опиши котенка. Какой котенок? В подавляющем большинстве случаев вы обнаружите, что это вызывает затруднение: ребенок не знает, с чего начать, упускает важные характеристики предмета или неточно их называет. Рассказ получается несвязный, неточный, неполный. Данная картина не говорит нам о том, что у ребенка не развита описательная речь. Причина проста: ребенок не умеет описывать предметы, не научен этому.
Вот примерная структура описательного рассказа: 1) Название предмета. 2) Характерные признаки. 3) Части предмета. 4) Действия с предметом. 5) Оценочное отношение к предмету (нравится ли тебе этот предмет или нет и чем).
Понятно, что перед описанием предмета его нужно рассмотреть. В домашних условиях наибольший интерес у детей любого возраста вызывают игрушки. Желательно предъявить детям игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (кукла радуется, утенок смешной, медвежонок грустный) или демонстрировать их в движении. Можно обыграть появление знакомой игрушки, которая обращается к ребенку с вопросами и просьбами что-то рассказать о ней: - Расскажи о моей кофточке, о моем хвостике. Какого я цвета? А какая я на ощупь? И т.п. Дети 3 – 4 лет способны правильно ответить на такие вопросы. В результате получится своеобразное вопросно – ответное описание игрушки. Но уже начиная с 5 лет (средняя группа) дети способны составить короткие описательные рассказы из 3 – 4 предложений. Вначале взрослый сам рассказывает об игрушке, давая ребенку образец описания. А ребенок старается его повторить. Так можно потренироваться на 2 – 3 игрушках. Не стремитесь к дословному повторению вашего рассказа, поощряйте самостоятельность. На следующем этапе вы предлагаете уже самому ребенку описать другую игрушку. Но перед этим обговариваете план этого рассказа: Сначала нужно назвать игрушку. Затем рассказать, большая она или маленькая. Назвать цвет, форму, из какого материала, как ты ею играешь.
В последнее время большую популярность в занятиях с дошкольниками приобрели схемы, таблицы, модели. Это мнемотехника или мнемоника (в переводе с греческого — «искусство запоминания»).
Мнемотаблицы помогают детям преодолеть различные затруднения: √ самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; √ установить последовательность изложения выявленных признаков; √ удержать в памяти эту последовательность, которая является планом описания.
Они используются, начиная со средней группы. Такие схемы для описания игрушек, овощей и фруктов, посуды, животных и т.п. приводятся в конце этой статьи.
На первом этапе вы показываете детям схему и объясняете содержание условных обозначений. Объяснив, проводите игры на закрепление условных обозначений: «Расшифруй знаки – символы», «Покажи названный мной символ на схеме». На втором этапе взрослый в соответствии со схемой описывает что – либо, давая образец. А на третьем этапе ребенок уже сам составляет описательный рассказ по схеме (мнемотаблице).
Обращаем внимание родителей на то, что: - по размеру предметы бывают большими, среднего размера и маленькими; говоря о размере, можно описать и ширину и высоту предмета. - цвет может быть сложным: бело – серым, сине – красным, разноцветным (пестрым); - не у каждого предмета можно определить форму; - допускается изменение порядка описываемых качеств предметов: сначала ребенок может назвать не цвет, а размер и т.д. Приветствуются красивые сравнения: «мяч разноцветный, как радуга», «зайчик мягкий, как подушка»…
На этапе обучения составлению рассказа мы советуем применять эффективные приемы работы: 1) Совместное рассказывание (Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает). 2) Подсказывание нужных слов.
Когда дети уже научатся составлять рассказ по одному объекту, дается два объекта для сравнительного описания. Дети описывают объекты, определяя между ними сходства и различия. Примеры сравнительных рассказов: «Помидор и огурец», «Кастрюля и чайник», «Лиса и заяц», «Мяч и кубик».
Конечно, необходимо создать мотив для такой непростой для ребенка и вас работы. К примеру: - Мы будем записывать на диктофон все твои рассказы. А потом выберем самые интересные и составим из них книгу с твоими иллюстрациями. Мнемотаблицы можно использовать и для замечательных игр: Игра «Загадки». Ребенок загадывает предмет и описывает его по схеме (но не называет его!), а остальные (дети или взрослые) отгадывают, о чем он говорил. Тот, кто первым отгадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ. Возможно усложнение по плану: • Составление загадки по одной схеме с опорой на схему; • Составление загадок по нескольким схемам с опорой на схемы; • Составление загадок по одной теме без опоры на схему; • Составление загадок по различным темам без опоры на схемы.
Игра «Покупатель». На столе лежат различные игрушки, овощи или фрукты, посуда. «Покупатель» описывает предмет, который хочет купить у продавца, не называя его. «Продавец» должен догадаться, что ему нужно продать. Вначале ребенок опирается на схему рассказа. В дальнейшем он способен описать предмет уже без схемы.
Как и в любой деятельности вы обязательно получите результат. Качество детских рассказов будет прямо зависеть от вашей заинтересованности (она обязательно передастся и ребенку!), от вашего упорства (один – два составленных рассказа конечно же мало чему научат), от терпения, взаимопонимания и любви. Впереди лето – время, когда мы обязательно сможем найти возможность стать ближе к нашим детям и пообщаться с ними с пользой и в удовольствие. Дерзайте!