Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 06:52

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми.





Меню сайта
Категории раздела
Статьи [233]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 221
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Научите меня описывать предметы!
(Советы логопеда по составлению описательных рассказов)

Попробуйте поставить перед ребенком игрушечного котенка и дать задание: - Опиши котенка. Какой котенок?
В подавляющем большинстве случаев вы обнаружите, что это вызывает затруднение: ребенок не знает, с чего начать, упускает важные характеристики предмета или неточно их называет. Рассказ получается несвязный, неточный, неполный.
Данная картина не говорит нам о том, что у ребенка не развита описательная речь. Причина проста: ребенок не умеет описывать предметы, не научен этому.

Вот примерная структура описательного рассказа:
1) Название предмета.
2) Характерные признаки.
3) Части предмета.
4) Действия с предметом.
5) Оценочное отношение к предмету (нравится ли тебе этот предмет или нет и чем).

Понятно, что перед описанием предмета его нужно рассмотреть.
В домашних условиях наибольший интерес у детей любого возраста вызывают игрушки. Желательно предъявить детям игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (кукла радуется, утенок смешной, медвежонок грустный) или демонстрировать их в движении.
Можно обыграть появление знакомой игрушки, которая обращается к ребенку с вопросами и просьбами что-то рассказать о ней: - Расскажи о моей кофточке, о моем хвостике. Какого я цвета? А какая я на ощупь? И т.п.
Дети 3 – 4 лет способны правильно ответить на такие вопросы. В результате получится своеобразное вопросно – ответное описание игрушки.
Но уже начиная с 5 лет (средняя группа) дети способны составить короткие описательные рассказы из 3 – 4 предложений. Вначале взрослый сам рассказывает об игрушке, давая ребенку образец описания. А ребенок старается его повторить. Так можно потренироваться на 2 – 3 игрушках. Не стремитесь к дословному повторению вашего рассказа, поощряйте самостоятельность.
На следующем этапе вы предлагаете уже самому ребенку описать другую игрушку. Но перед этим обговариваете план этого рассказа: Сначала нужно назвать игрушку. Затем рассказать, большая она или маленькая. Назвать цвет, форму, из какого материала, как ты ею играешь.

В последнее время большую популярность в занятиях с дошкольниками приобрели схемы, таблицы, модели. Это мнемотехника или мнемоника (в переводе с греческого — «искусство запоминания»).

Мнемотаблицы помогают детям преодолеть различные затруднения:
√ самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
√ установить последовательность изложения выявленных признаков;
√ удержать в памяти эту последовательность, которая является планом описания.

Они используются, начиная со средней группы.
Такие схемы для описания игрушек, овощей и фруктов, посуды, животных и т.п. приводятся в конце этой статьи.

На первом этапе вы показываете детям схему и объясняете содержание условных обозначений. Объяснив, проводите игры на закрепление условных обозначений: «Расшифруй знаки – символы», «Покажи названный мной символ на схеме».
На втором этапе взрослый в соответствии со схемой описывает что – либо, давая образец.
А на третьем этапе ребенок уже сам составляет описательный рассказ по схеме (мнемотаблице).

Обращаем внимание родителей на то, что:
- по размеру предметы бывают большими, среднего размера и маленькими; говоря о размере, можно описать и ширину и высоту предмета.
- цвет может быть сложным: бело – серым, сине – красным, разноцветным (пестрым);
- не у каждого предмета можно определить форму;
- допускается изменение порядка описываемых качеств предметов: сначала ребенок может назвать не цвет, а размер и т.д.
Приветствуются красивые сравнения: «мяч разноцветный, как радуга», «зайчик мягкий, как подушка»…

На этапе обучения составлению рассказа мы советуем применять эффективные приемы работы:
1) Совместное рассказывание (Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает).
2) Подсказывание нужных слов.

Когда дети уже научатся составлять рассказ по одному объекту, дается два объекта для сравнительного описания.
Дети описывают объекты, определяя между ними сходства и различия. Примеры сравнительных рассказов: «Помидор и огурец», «Кастрюля и чайник», «Лиса и заяц», «Мяч и кубик».

Конечно, необходимо создать мотив для такой непростой для ребенка и вас работы. К примеру: - Мы будем записывать на диктофон все твои рассказы. А потом выберем самые интересные и составим из них книгу с твоими иллюстрациями.
Мнемотаблицы можно использовать и для замечательных игр:
Игра «Загадки».
Ребенок загадывает предмет и описывает его по схеме (но не называет его!), а остальные (дети или взрослые) отгадывают, о чем он говорил. Тот, кто первым отгадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ. Возможно усложнение по плану:
• Составление загадки по одной схеме с опорой на схему;
• Составление загадок по нескольким схемам с опорой на схемы;
• Составление загадок по одной теме без опоры на схему;
• Составление загадок по различным темам без опоры на схемы.

Игра «Покупатель».
На столе лежат различные игрушки, овощи или фрукты, посуда. «Покупатель» описывает предмет, который хочет купить у продавца, не называя его. «Продавец» должен догадаться, что ему нужно продать.
Вначале ребенок опирается на схему рассказа. В дальнейшем он способен описать предмет уже без схемы.

Как и в любой деятельности вы обязательно получите результат. Качество детских рассказов будет прямо зависеть от вашей заинтересованности (она обязательно передастся и ребенку!), от вашего упорства (один – два составленных рассказа конечно же мало чему научат), от терпения, взаимопонимания и любви. Впереди лето – время, когда мы обязательно сможем найти возможность стать ближе к нашим детям и пообщаться с ними с пользой и в удовольствие. Дерзайте!
С уважением, учитель – логопед: Ирина Викторовна.



















Категория: Статьи | Добавил: ds410 (12.05.2016)
Просмотров: 5021 | Рейтинг: 0.0/0
Учредитель
Департамент образования администрации города Перми
Начальник – Гаджиева Людмила Анатольевна
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 36. Тел.: 212-70-50
Режим работы: с 09.00 до 18.00, обед с 12.00 до 13.00

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми
Заведующий – Кулакова Евгения Олеговна
Зам. зав. по ВМР – Мухачева Нина Николаевна
Завхоз – Алексеева Галина Николаевна
Юридический адрес: 614109, г. Пермь, ул. Танцорова, 28. 
Фактический адрес: г. Пермь, ул. Танцорова, 28 (корпус № 1) г. Пермь, ул. Капитанская, 21 (корпус № 2) Тел.: 250-25-39 (заведующий, корпус № 1), 250-25-69 (корпус № 2) Тел./факс: 250-25-49 (бухгалтерия)
Режим работы: пятидневный, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. 
График работы: c 07.00 до 19.00 . 
Поиск по сайту

Структура сайта


Погода
Яндекс.Погода

Оценка качества муниципальных услуг в Пермском крае

Министерство образования и науки Пермского края


Copyright © 2024 г. Пермь