Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 03:19

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми.





Меню сайта
Категории раздела
Статьи [233]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 222
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Народные игры в жизни дошкольника.

Для  самых  маленьких  - это  песенки-потешки, народные  колыбельные  песни, пестушки, прибаутки .Исполнение  их  детям должно  сопровождаться  показом  народной  игрушки, книжки- потешки матрешки, свистульки  и  др.  народной  игрушки. С  самого  раннего  возраста  следует  вызывать  у  детей  эмоциональный   отклик  на  прослушанное  музыкальное  произведение,  сопровождать  ритмичным  движением,  гулением,  первоначальным  подпеванием. Все  это  развивает  образное  мышление, способствует   развитию  у  детей  первоначальных  элементов  творчества. Для  детей  старшего  дошкольного  возраста  педагоги  и  родители  могут  создать  целый  комплекс  ознакомления  детей  с  народной  культурой. Он  включает в  себя:                - Во первых,  различные  жанры  и  формы  музыкального  фольклора- народные  песни, частушки, заклички, колядки, ярмарочные  зазывалки, попевки .                                                        

    - Во вторых, различные  формы  и  жанры  устного  народного  творчества-русские  народные  сказки, загадки,  народные  приметы, считалки, скороговорки  и  др.  виды.

  - В-третьих, знакомство с материальной  культурой  своего  народа-предметами  быта, обстановкой  русской  избы  (фольклорный  центр

 «Русская  изба»  в  ЦРР  № 410, Пермский  краеведческий  музей,  музей народного  быта   и  зодчества  «Хохловка»).

   - В четвертых, знакомство  с  художественными  произведениями  народного искусства-    изделиями  мастеров  народных  промыслов,  народным  костюмом (цвет, орнаментика), народными  предметами  быта  и игрушками  с характерной  народной  росписью- дымковской, хохломской, гжельской, богородицкой    игрушкой, уральской  росписью  и   др.  При  комплексном воздействии  различных  видов  искусства  (поэтического  слова ,  народной музыки  ,произведений  художественного  творчества,   народного  зодчества) красочный  мир  народного  творчества   раскроется  во  всей  своей  полноте, будет  способствовать развитию  творческой  личности  каждого  человека. Особое  место  в  этом  процессе  приобщения  детей  к  народному  творчеству  занимает  народная   игра. Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Темы народных игр чрезвычайно разнообразны, но особый интерес представляют игры, в которых ведущее место занимают поэтическое слово, художественный образ, высокие эстетические и нравственные традиции русского народного творчества. Игра - маленькая модель театрального действия, состоящая из последовательного хода событий, имеет завязку, развитие действия, кульминацию и финал. Традиционная детская устная культура донесла до нас игры с припевами и приговорами. В каждой такой игре исполняется своя песня - игровой напев или припев, основная функция которого заключается в организации и сопровождении игрового действия. Игровой припев может являться зачином игры, служащий для связи ее частей, нести службу концовки. Игровой напев - это художественное эмоциональное ядро любой игры, из всех жанров детского фольклора только в нем существуют такие композиционные формы, как диалоги солиста с хором или двух полухоров (перекличка двух групп детей - «Гуси-гуси, га-га-га»).

      При исполнении игровых припевов все типы интонирования - от лирического напевного пения («Реки быстрые») до мелодизированного говорка («Цынцы, брынцы, бубенцы»). К играм, в которые входят песенные припевы, диалоги, движения, театральное действо дети проявляют больший интерес, они с удовольствием разучивают и исполняют их. Игра предоставляет им возможность проявить себя не только певцами, но и актерами, она является синтезом ловкого, сильного движения, драматического ролевого действия, пения. Народные хороводные игры служат и средой для воспитания чувств, дети в них учатся заботиться друг о друге, проявляют чувства любви и дружбы к ближнему («Курилка», «Сахаринка»), кружатся под руку, подают руку, кланяются в пояс, девочки ходят «павушкой», мальчики как «добры молодцы», держат осанку, кланяются. Все это формирует элементы народной культуры в поведении детей. Среди большого разнообразия народных игр выделяются игры трех типов:

-                  первые связаны с календарными праздниками. Они сохранили драгоценные свидетельства о старинных русских обычаях и обрядах, о труде и быте народа. Например, игры «Дрема», «Курилка» связаны с рождественскими посиделками, «Колечко» (выйди на крылечко) со святочными гаданиями. С троицкими песнями и хороводами связаны игры «Веночек», «Березовые ворота».

 

Кострому мы наряжали.

Весну, лето провожали.

Исход игры обычный - ловишки.

-                  Второй тип игр связан с трудом крестьянина и работника, женским трудом в доме. С самого нежного возраста ребенок, играя, постигал мудрость нелегкого крестьянского труда, приучался ценить и любить его («Уж я сеяла, сеяла, ленок», «Иголка и нитка», «Дедушка Трифон»).

-         Третий тип игр - современные игры, созданные в народных традициях «Горшок», «Мельница», «Вареная репка». В них есть ярмарочные мотивы «Катя, Катя, Катерина», городские - «Я садовником родился» и другие.

    Игровые построения бывают различны по месту, пространству, хореографии, игровой задаче, драматургии игры. Это классический общий круг, в центре - водящий («Веночек»). Существуют некруговые построения - движущиеся шеренги в противоположных направлениях, пересекающиеся («Дедушка Домовой»). Пары, построенные в колонну-ручеек»), сидя на скамейке - «Катя, Катя, Катерина», два круга -«Пчелки яровые», две шеренги навстречу - «Плетень», круг в круге, два круга рядом, змейка, воротца. В зависимости от того, какое построение, игры можно проводить на улице и в помещении.

Как и всякие детские игры, народные игры требуют некоторой атрибутики: жгуты, повязки, шапки на глаза, ленты, платочки, венки, палочки, деревяшки, скакалки, мячи, щепочка-курилка, бубенец, а также предметы заменители.

        Способ сбора детей на игру имеет давнюю традицию (использовался ранее как зачин, призывающий к игре юношей и девушек) - их называли сборные песни. Во все времена игре предшествовал сговор, для этого дети всегда использовали зазывалки. Для самостоятельной организации детьми игры, необходимо обучать детей атрибутам игры -зазывалкам, приговорам. Можно предложить детям, развивая творчество, сочинить зазывалку самим.

-                  Тай, тай, налетай,

-                  В интересную игру,

-         А в какую - не скажу,

-         Отгадайте сами -

-                  Девочки с усами,

-                  Мальчики с косами.

Следующим этапом подготовки к игре является распределение ролей, в народе для этого использовались жеребьевые сговоры и считалки.В настоящее время дети мало используют жеребьевые сговоры, а ведь умение быстро сконцентрировать самому остроумную или живописную формулу для жеребьевки свидетельствует об уровне интеллектуального и эстетического развития ребенка.

К древним обрядовым играм восходят сюжеты игр «Ящер», «Олень», «Коршун», «Золотые ворота». Игра «Кострома» - отголосок древнего языческого обрядового игрища в честь Костромы, олицетворявшей весенне-летнее божество:                                                                                                                                                                                                                                                                              Приобщаясь к  народной  игре  современные  дети   получают  благотворную  возможность  научиться  соотносить  интонацию,         ритмику ,  эмоциональность   музыкально- игрового  образа  ,пластику  и ритм  жеста  и заключенный в нем  внутренний  смысл, что  будет  способствовать музыкальному  и  творческому  развитию   личности  ребенка.                      

       Дорогие  родители  и  педагоги! Включайте  народные  игры  в  совместную  деятельность  с  детьми!Внесите  их  в  жизнь  вашей  семьи!Это   значительно  обогатит  ваши  семейные  праздники и  досуги !

  

РУССКИЕ    НАРОДНЫЕ  ИГРЫ

                      

 ЗАЗЫВАЛКА  НА  ИГРУ                  

ТАЙ. ТАЙ.  НАЛЕТАЙ , В  ИНТЕРЕСНУЮ  ИГРУ ,       А  В  КАКУЮ-  НЕ  СКАЖУ  !    ОТГАДАЙТЕ  САМИ,    ВСЕХ  ПРИНИМАЕМ,             И  НЕ  ОБИЖАЕМ ПУСТЬ  КАЖДЫЙ  ИДЕТ -   НАЧИНАЕМ  ХОРОВОД!                                                                                                                                           

                                  ЗАЗЫВАЛКА  НА  ИГРУ                    

            ЭЙ!РЕБЯТА !  ПОДХОДИ!  И ИГРУ  ЗАВОДИ! А  ПОТОМ  НЕ  ПРИМЕМ!         ЗА  УШИ  ПОДНИМЕМ!

                                  

ЗАЗЫВАЛКА  НА  ИГРУ       

ТАЙ!  ТАЙ!  НАЛЕТАЙ! В  ИНТЕРЕСНУЮ  ИГРУ,          А  В  КАКУЮ-  НЕ  СКАЖУ!      ДОГАДАЙТЕСЬ  САМИ-ДЕВОЧКИ  С  УСАМИ,  МАЛЬЧИКИ  С  КОСАМИ!      КТО  ОПОЗДАЕТ-  В  НЕБО  УЛЕТАЕТ!                                                                                                                    

              ИГРА   « ЛЕНТЫ  ТЯНУТСЯ»                                                         

ДЕТИ  СЧИТАЛКОЙ  ВЫБИРАЮТ  ВЕДУЩЕГО,  ВЫСТРАИВАЮТСЯ  ЦЕПОЧКОЙ ,ДЕРЖАТСЯ  ЗА  РУКИ, ПОЮТ-    Я  ПО  ТРАВКЕ  ШЛА ,  ПО  МУРАВКЕ  ШЛА,КЛУБОК  ЛЕНТ  НАШЛА,         КЛУБОК  КАТИТСЯ,  ЛЕНТЫ  ТЯНУТСЯ,ТУТ  И  РЕЧКА  ПРОТЕКЛА, РЕЧКА  ТИНОВАЯ,  ВСЯ  РЯБИНОВАЯ!А  РЯБИНУШКИ  ГУСТЫ,   КЛУБОК  КАТИТСЯ  В КУСТЫ. Я  ЗА  ЛЕНТУ  ВЗЯЛАСЬ,МОЯ  ЛЕНТА  ПОРВАЛАСЬ!                                             ( ВСЕ  БЕГУТ ,  УСКОРЯЯ ШАГ  ,ПЕРЕХОДЯ  НА  БЕГ-  ЗМЕЙКИ,  ПОВОРОТЫ,КРУГИ, КТО-ТО  ПАДАЕТ,  ЦЕПОЧКА  РВЕТСЯ).               

ИГРА «ЛИСКА-ЛИСА»

 ПО  СЧИТАЛОЧКЕ  ВЫБИРАЕТСЯ  ЛИСКА-ЛИСА. ОСТАЛЬНЫЕ  КУРЫ.ДЕТИ  ДРАЗНЯТ  - ЛИСКА-ЛИСА, ДИВЬЯ  КРАСА  -ДОЛГИЙ  НОС, РЫЖИЙ  ХВОСТ!  ПРОПЕВ  ДРАЗНИЛКУ, КУРЫ  БРОСАЮТСЯ  ВРАССЫПНУЮ, А  ЛИСКА   БЕЖИТ   ЛОВИТЬ,  КОГО  ПЕРВОГО  ПОЙМАЕТ, ТОТ  БУДЕТ  ВОДИТЬ.                                                                                                                                                      

ИГРА  « ШЕЛ  КОЗЕЛ  ПО  ЛЕСУ»

ДЕТИ  СТОЯТ  В  ХОРОВОДЕ  ,  В ЦЕНТРЕ  КОЗЕЛ, ДЕТИ  ПОЮТ –КАК  ШЕЛ  КОЗЕЛ  ПО  ЛЕСУ,  ПО  ЛЕСУ ,  ПО  ЛЕСУ, НАШЕЛ  СЕБЕ  ПРИНЦЕССУ, ПРИНЦЕССУ, ПРИНЦЕССУ!                                                                     ДАВАЙ , КОЗА, ПОПРЫГАЕМ,ПОПРЫГАЕМ, ПОПРЫГАЕМ,  И  НОЖКАМИ  ПОДРЫГАЕМ,  ПОДРЫГАЕМ, ПОДРЫГАЕМ !  И РУЧКАМИ  ПОХЛОПАЕМ, ПОХЛОПАЕМ,ПОХЛОПАЕМ! И  НОЖКАМИ  ПОТОПАЕМ,  ПОТОПАЕМ , ПОТОПАЕМ, И  ХВОСТИКОМ  ПОМАШЕМ,ПОМАШЕМ,ПОМАШЕМ И  ОПЯТЬ  ПОПЛЯШЕМ, ПОПЛЯШЕМ,ПОПЛЯШЕМ! КОЗЛИК  В НАЧАЛЕ  ИГРЫ  КРУЖИТСЯ  С  ЗАКРЫТЫМИ  ГЛАЗАМИ, ПОТОМ  НАХОДИТ  СЕБЕ  ПОДРУЖКУ   И ВЫПОЛНЯЕТ  ДВИЖЕНИЯ  ПО  ТЕКСТУ  ПЕСНИ.                                                                                                                                                                                                        

 

ИГРА  « ВАРЕНАЯ  РЕПКА»

 ДВОЕ  ДЕТЕЙ  СТАНОВЯТСЯ  ДРУГ  ПРОТИВ  ДРУГА   НА  ПОСТАВЛЕННЫЕ  ПОД  НОГИ  ЧУРКИ, В РУКАХ  У НИХ  КОНЦЫ  ОДНОГО  ЖГУТА,ТЯНУТ  ДРУГ  ДРУГА  К  СЕБЕ , СТАРАЯСЬ  СТОЛКНУТЬ  С  ЧУРОК, ДЕТИ  ПОЮТ-ВАРЕНАЯ  РЕПКА,ДЕРЖИСЬ  КРЕПКО, КТО  ОБРЫВАЕТСЯ , ТОМУ  ДОСТАНЕТСЯ ! КТО   СОШЕЛ  С  ЧУРКИ ,  ПРОИГРАЛ.                                                                                                                                  

ИГРА  « КАТЯ-КАТЕРИНА»

УЧАСТНИКИ  ИГРЫ САДЯТСЯ НА  ЛАВКУ  ИЛИ  В  ВСТАЮТ  В  КРУГ ,  В  ЦЕНТРЕ  ВОДЯЩИЙ С  МЯЧОМ. ДЕТИ  ДОГОВАРИВАЮТСЯ, ЕСЛИ   СЪЕДОБНЫЕ  ВЕЩИ , ТО  НУЖНО  МЯЧ  ЛОВИТЬ , А  ЕСЛИ  НЕСЪЕДОБНЫЕ –НЕТ, ВОДЯЩИЙ  ПОЕТ- КАТЯ,КАТЯ,КАТЕРИНА, НАРИСОВАНА КАРТИНА , КАТЯ  ПЕСЕНКИ ПОЕТ, И  КОРЗИНОЧКУ  НЕСЕТ, В  ЭТОЙ  МАЛЕНЬКОЙ  КОРЗИНКЕ ДВА  ОРЕШКА, ДВЕ  МАЛИНКИ! БРОСАЕТ  МЯЧ. ПОЕТ  СНОВА-В  ЗАКЛЮЧЕНИИ ПЕСНИ-В ЭТОЙ  МАЛЕНЬКОЙ  КОРЗИНКЕ  ЛЕНТЫ,  КРУЖЕВА,  БОТИНКИ. СНОВА  БРОСАЕТ  МЯЧ.
Категория: Статьи | Добавил: TimurAv (25.06.2012)
Просмотров: 11007 | Рейтинг: 3.5/2
Учредитель
Департамент образования администрации города Перми
Начальник – Гаджиева Людмила Анатольевна
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 36. Тел.: 212-70-50
Режим работы: с 09.00 до 18.00, обед с 12.00 до 13.00

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми
Заведующий – Кулакова Евгения Олеговна
Зам. зав. по ВМР – Мухачева Нина Николаевна
Завхоз – Алексеева Галина Николаевна
Юридический адрес: 614109, г. Пермь, ул. Танцорова, 28. 
Фактический адрес: г. Пермь, ул. Танцорова, 28 (корпус № 1) г. Пермь, ул. Капитанская, 21 (корпус № 2) Тел.: 250-25-39 (заведующий, корпус № 1), 250-25-69 (корпус № 2) Тел./факс: 250-25-49 (бухгалтерия)
Режим работы: пятидневный, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. 
График работы: c 07.00 до 19.00 . 
Поиск по сайту

Структура сайта


Погода
Яндекс.Погода

Оценка качества муниципальных услуг в Пермском крае

Министерство образования и науки Пермского края


Copyright © 2024 г. Пермь