Для
самых маленьких - это
песенки-потешки, народные колыбельные песни, пестушки, прибаутки .Исполнение их
детям должно сопровождаться показом
народной игрушки, книжки- потешки
матрешки, свистульки и др.
народной игрушки. С самого
раннего возраста следует
вызывать у детей
эмоциональный отклик на
прослушанное музыкальное произведение,
сопровождать ритмичным движением,
гулением, первоначальным подпеванием. Все это
развивает образное мышление, способствует развитию
у детей первоначальных элементов
творчества. Для детей старшего
дошкольного возраста педагоги
и родители могут
создать целый комплекс
ознакомления детей с
народной культурой. Он включает в
себя: - Во первых,
различные жанры и
формы музыкального фольклора- народные песни, частушки, заклички, колядки,
ярмарочные зазывалки, попевки .
- Во вторых, различные формы и
жанры устного народного
творчества-русские народные сказки, загадки, народные
приметы, считалки, скороговорки
и др. виды.
- В-третьих, знакомство с материальной
культурой своего народа-предметами быта, обстановкой русской
избы (фольклорный центр
«Русская
изба» в ЦРР №
410, Пермский краеведческий музей,
музей народного быта и
зодчества «Хохловка»).
- В четвертых, знакомство с художественными произведениями народного искусства- изделиями мастеров
народных промыслов, народным
костюмом (цвет, орнаментика), народными
предметами быта и игрушками
с характерной народной росписью- дымковской, хохломской, гжельской,
богородицкой игрушкой, уральской росписью
и др. При комплексном воздействии различных
видов искусства (поэтического
слова , народной музыки ,произведений
художественного творчества, народного
зодчества) красочный мир народного
творчества раскроется во
всей своей полноте, будет способствовать развитию творческой
личности каждого человека. Особое место
в этом процессе
приобщения детей к
народному творчеству занимает
народная игра. Игровой
фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Темы
народных игр чрезвычайно разнообразны, но особый интерес представляют игры, в
которых ведущее место занимают поэтическое слово, художественный образ, высокие
эстетические и нравственные традиции русского народного творчества. Игра -
маленькая модель театрального действия, состоящая из последовательного
хода событий, имеет завязку, развитие действия, кульминацию
и финал. Традиционная детская устная культура донесла до нас игры
с припевами и приговорами. В каждой такой игре исполняется
своя песня - игровой напев или припев, основная функция которого
заключается в организации и сопровождении игрового
действия. Игровой припев может являться зачином игры, служащий для
связи ее частей, нести службу концовки. Игровой напев - это
художественное эмоциональное ядро любой игры, из всех жанров
детского фольклора только в нем существуют такие
композиционные формы, как диалоги солиста с хором или двух полухоров
(перекличка двух групп детей - «Гуси-гуси, га-га-га»).
При
исполнении игровых припевов все типы интонирования - от лирического
напевного пения («Реки быстрые») до мелодизированного говорка
(«Цынцы, брынцы, бубенцы»). К играм, в которые входят песенные припевы,
диалоги, движения, театральное действо дети проявляют больший интерес,
они с удовольствием разучивают и исполняют их. Игра
предоставляет им возможность проявить себя не только певцами, но и актерами, она
является синтезом ловкого, сильного
движения, драматического ролевого действия, пения. Народные хороводные
игры служат и средой для воспитания чувств,
дети в них учатся заботиться друг о друге, проявляют чувства любви и дружбы к ближнему («Курилка»,
«Сахаринка»), кружатся под руку,
подают руку, кланяются в пояс, девочки ходят «павушкой», мальчики как «добры молодцы», держат осанку,
кланяются. Все это формирует
элементы народной культуры в поведении детей. Среди большого разнообразия народных игр выделяются игры трех типов:
-
первые связаны с календарными праздниками.
Они сохранили драгоценные свидетельства о старинных русских
обычаях и обрядах, о труде и быте народа. Например, игры «Дрема»,
«Курилка» связаны с рождественскими посиделками, «Колечко» (выйди
на крылечко) со святочными гаданиями. С троицкими песнями и
хороводами связаны игры «Веночек», «Березовые ворота».
Кострому мы наряжали.
Весну, лето провожали.
Исход игры обычный - ловишки.
-
Второй тип игр связан с трудом крестьянина и
работника, женским трудом в доме. С самого нежного возраста ребенок, играя,
постигал мудрость нелегкого крестьянского труда, приучался ценить
и любить его («Уж я сеяла, сеяла, ленок», «Иголка и нитка»,
«Дедушка Трифон»).
-
Третий тип игр - современные игры, созданные в народных традициях «Горшок», «Мельница», «Вареная репка».
В них есть ярмарочные мотивы «Катя, Катя, Катерина», городские - «Я
садовником родился» и другие.
Игровые построения бывают различны по
месту, пространству, хореографии, игровой задаче, драматургии
игры. Это классический общий круг, в центре - водящий («Веночек»). Существуют
некруговые построения - движущиеся шеренги в противоположных направлениях, пересекающиеся
(«Дедушка Домовой»). Пары, построенные в колонну-ручеек»), сидя на скамейке -
«Катя, Катя, Катерина», два круга -«Пчелки яровые», две шеренги навстречу
- «Плетень», круг в круге, два круга рядом, змейка, воротца. В зависимости от
того, какое построение, игры можно проводить на улице и в помещении.
Как и всякие детские игры,
народные игры требуют некоторой атрибутики: жгуты, повязки, шапки на глаза,
ленты, платочки, венки, палочки, деревяшки, скакалки, мячи, щепочка-курилка, бубенец,
а также предметы
заменители.
Способ сбора детей на игру имеет давнюю
традицию (использовался ранее
как зачин, призывающий к игре юношей и девушек) - их называли сборные песни. Во все времена игре предшествовал сговор, для этого дети всегда использовали зазывалки. Для
самостоятельной организации детьми
игры, необходимо обучать детей атрибутам игры -зазывалкам, приговорам.
Можно предложить детям, развивая творчество, сочинить зазывалку самим.
-
Тай, тай, налетай,
-
В интересную игру,
-
А в какую - не скажу,
-
Отгадайте сами -
-
Девочки с усами,
-
Мальчики с косами.
Следующим
этапом подготовки к игре является распределение ролей, в народе для этого
использовались жеребьевые сговоры и считалки.В настоящее
время дети мало используют жеребьевые сговоры, а ведь умение быстро
сконцентрировать самому остроумную или живописную
формулу для жеребьевки свидетельствует об уровне интеллектуального и эстетического развития ребенка.
К
древним обрядовым играм восходят сюжеты игр «Ящер», «Олень», «Коршун», «Золотые
ворота». Игра «Кострома» - отголосок древнего языческого обрядового игрища в
честь Костромы, олицетворявшей весенне-летнее божество: Приобщаясь
к народной игре
современные дети получают
благотворную возможность научиться
соотносить интонацию, ритмику , эмоциональность музыкально- игрового образа
,пластику и ритм жеста
и заключенный в нем
внутренний смысл, что будет
способствовать музыкальному
и творческому развитию
личности ребенка.
Дорогие родители и
педагоги! Включайте народные игры в совместную
деятельность с детьми!Внесите их
в жизнь вашей
семьи!Это значительно обогатит
ваши семейные праздники и
досуги !
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
ИГРЫ
ЗАЗЫВАЛКА
НА ИГРУ
ТАЙ. ТАЙ. НАЛЕТАЙ , В ИНТЕРЕСНУЮ
ИГРУ , А В
КАКУЮ- НЕ СКАЖУ
! ОТГАДАЙТЕ САМИ, ВСЕХ
ПРИНИМАЕМ, И НЕ
ОБИЖАЕМ ПУСТЬ КАЖДЫЙ ИДЕТ - НАЧИНАЕМ ХОРОВОД!
ЗАЗЫВАЛКА НА ИГРУ
ЭЙ!РЕБЯТА ! ПОДХОДИ! И ИГРУ
ЗАВОДИ! А ПОТОМ НЕ
ПРИМЕМ! ЗА УШИ
ПОДНИМЕМ!
ЗАЗЫВАЛКА НА ИГРУ
ТАЙ! ТАЙ! НАЛЕТАЙ! В
ИНТЕРЕСНУЮ ИГРУ, А
В КАКУЮ- НЕ
СКАЖУ! ДОГАДАЙТЕСЬ САМИ-ДЕВОЧКИ
С УСАМИ, МАЛЬЧИКИ
С КОСАМИ! КТО ОПОЗДАЕТ- В
НЕБО УЛЕТАЕТ!
ИГРА
« ЛЕНТЫ ТЯНУТСЯ»
ДЕТИ СЧИТАЛКОЙ ВЫБИРАЮТ
ВЕДУЩЕГО, ВЫСТРАИВАЮТСЯ ЦЕПОЧКОЙ ,ДЕРЖАТСЯ ЗА
РУКИ, ПОЮТ- Я ПО
ТРАВКЕ ШЛА , ПО
МУРАВКЕ ШЛА,КЛУБОК ЛЕНТ
НАШЛА, КЛУБОК КАТИТСЯ,
ЛЕНТЫ ТЯНУТСЯ,ТУТ И
РЕЧКА ПРОТЕКЛА, РЕЧКА ТИНОВАЯ,
ВСЯ РЯБИНОВАЯ!А РЯБИНУШКИ
ГУСТЫ, КЛУБОК КАТИТСЯ
В КУСТЫ. Я ЗА ЛЕНТУ
ВЗЯЛАСЬ,МОЯ ЛЕНТА ПОРВАЛАСЬ! ( ВСЕ
БЕГУТ , УСКОРЯЯ ШАГ
,ПЕРЕХОДЯ НА БЕГ-
ЗМЕЙКИ, ПОВОРОТЫ,КРУГИ, КТО-ТО ПАДАЕТ,
ЦЕПОЧКА РВЕТСЯ).
ИГРА «ЛИСКА-ЛИСА»
ПО
СЧИТАЛОЧКЕ ВЫБИРАЕТСЯ ЛИСКА-ЛИСА. ОСТАЛЬНЫЕ КУРЫ.ДЕТИ
ДРАЗНЯТ - ЛИСКА-ЛИСА, ДИВЬЯ КРАСА
-ДОЛГИЙ НОС, РЫЖИЙ ХВОСТ!
ПРОПЕВ ДРАЗНИЛКУ, КУРЫ БРОСАЮТСЯ
ВРАССЫПНУЮ, А ЛИСКА БЕЖИТ
ЛОВИТЬ, КОГО ПЕРВОГО
ПОЙМАЕТ, ТОТ БУДЕТ ВОДИТЬ.
ИГРА «
ШЕЛ КОЗЕЛ ПО
ЛЕСУ»
ДЕТИ СТОЯТ В
ХОРОВОДЕ , В ЦЕНТРЕ
КОЗЕЛ, ДЕТИ ПОЮТ –КАК ШЕЛ
КОЗЕЛ ПО ЛЕСУ,
ПО ЛЕСУ , ПО
ЛЕСУ, НАШЕЛ СЕБЕ ПРИНЦЕССУ, ПРИНЦЕССУ, ПРИНЦЕССУ! ДАВАЙ , КОЗА, ПОПРЫГАЕМ,ПОПРЫГАЕМ,
ПОПРЫГАЕМ, И НОЖКАМИ
ПОДРЫГАЕМ, ПОДРЫГАЕМ, ПОДРЫГАЕМ
! И РУЧКАМИ ПОХЛОПАЕМ, ПОХЛОПАЕМ,ПОХЛОПАЕМ! И НОЖКАМИ
ПОТОПАЕМ, ПОТОПАЕМ , ПОТОПАЕМ, И ХВОСТИКОМ
ПОМАШЕМ,ПОМАШЕМ,ПОМАШЕМ И
ОПЯТЬ ПОПЛЯШЕМ,
ПОПЛЯШЕМ,ПОПЛЯШЕМ! КОЗЛИК В НАЧАЛЕ ИГРЫ КРУЖИТСЯ С
ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, ПОТОМ НАХОДИТ
СЕБЕ ПОДРУЖКУ И ВЫПОЛНЯЕТ
ДВИЖЕНИЯ ПО ТЕКСТУ
ПЕСНИ.
ИГРА «
ВАРЕНАЯ РЕПКА»
ДВОЕ
ДЕТЕЙ СТАНОВЯТСЯ ДРУГ
ПРОТИВ ДРУГА НА
ПОСТАВЛЕННЫЕ ПОД НОГИ ЧУРКИ, В РУКАХ
У НИХ КОНЦЫ ОДНОГО
ЖГУТА,ТЯНУТ ДРУГ ДРУГА
К СЕБЕ , СТАРАЯСЬ СТОЛКНУТЬ
С ЧУРОК, ДЕТИ ПОЮТ-ВАРЕНАЯ
РЕПКА,ДЕРЖИСЬ КРЕПКО, КТО ОБРЫВАЕТСЯ , ТОМУ ДОСТАНЕТСЯ ! КТО СОШЕЛ
С ЧУРКИ , ПРОИГРАЛ.
ИГРА «
КАТЯ-КАТЕРИНА»
УЧАСТНИКИ ИГРЫ
САДЯТСЯ НА ЛАВКУ ИЛИ
В ВСТАЮТ В КРУГ
, В
ЦЕНТРЕ ВОДЯЩИЙ С МЯЧОМ. ДЕТИ
ДОГОВАРИВАЮТСЯ, ЕСЛИ
СЪЕДОБНЫЕ ВЕЩИ , ТО НУЖНО
МЯЧ ЛОВИТЬ , А ЕСЛИ
НЕСЪЕДОБНЫЕ –НЕТ, ВОДЯЩИЙ ПОЕТ-
КАТЯ,КАТЯ,КАТЕРИНА, НАРИСОВАНА КАРТИНА , КАТЯ
ПЕСЕНКИ ПОЕТ, И КОРЗИНОЧКУ НЕСЕТ, В
ЭТОЙ МАЛЕНЬКОЙ КОРЗИНКЕ ДВА
ОРЕШКА, ДВЕ МАЛИНКИ! БРОСАЕТ МЯЧ. ПОЕТ
СНОВА-В ЗАКЛЮЧЕНИИ ПЕСНИ-В
ЭТОЙ МАЛЕНЬКОЙ КОРЗИНКЕ
ЛЕНТЫ, КРУЖЕВА, БОТИНКИ. СНОВА БРОСАЕТ
МЯЧ. |