ПОЧЕМУ МОЙ РЕБЕНОК УМЕЕТ ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК ПРАВИЛЬНО, А В РЕЧИ ПРОДОЛЖАЕТ ГОВОРИТЬ ЕГО ПО – СТАРОМУ, НЕВЕРНО?
Этот вопрос задают себе многие родители. Попробуем на него ответить.
Дефектное произношение звука является устойчивым условным рефлексом, который мы «ломаем» и формируем правильный условный рефлекс, вводя нормированный звук в речь.
Постановка правильного звука – это только начало, первый этап логопедической работы, а не ее итог.
Как показали исследования, для того, чтобы правильное произношение звука вытеснило из речи человека искаженное, необходимо произнести правильный звук 60 – 80 раз. Эта работа носит название «автоматизация звука» и длится от одного до трех - пяти месяцев. Автоматизация считается законченной, если ребенок нормированно произносит новый звук в своей речи во всех позициях. Сроки автоматизации звука зависят как от проводимых занятий с логопедом, так и от участия в этой работе самого ребенка и его родителей.
Как только ваш ребенок научился произносить первые слова с правильным произношением звука, родители сразу же должны начать очень важную работу: контролировать в речи ребенка произношение тех слов, которые ребенок умеет произносить правильно. Этот контроль обязателен и должен быть постоянным (со стороны всех родных). Только так можно в быстрые сроки вытеснить устойчивое дефектное произношение звука и заменить его правильным!
Важность контроля взрослых еще и в том, что на его основе формируется самоконтроль ребенка за своим произношением.
Как же сделать этот контроль неутомительным и действенным? • Взрослый должен помнить, в каких случаях ребенку удается правильное произношение и исправлять именно эти ошибки, не забегая вперед.
● Не стоит замечать каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления. Порой можно самому взрослому повторить за ребенком слово правильно.
● Эффективный прием: введение системы шуточных «штрафов», когда за ошибочное произношение звука нужно подпрыгнуть, мяукнуть, повторить слово трижды и т.п.
● Хорошо определить в доме место правильной речи (например: комната ребенка), где ваш ребенок будет стараться произносить поставленный звук без ошибок, и постепенно расширять его.
● Висящие во всех комнатах соответствующие звуку крупные и яркие печатные буквы будут вашими немыми помощниками.
● Старайтесь делать замечания в правильной форме: не «Какой ты невнимательный, ленивый» и т.п., а «Сейчас ты сказал неверно, исправься».
● Исправить ошибку ребенка можно по - разному: «Что – что? Я не понял(а) тебя?» или «Вожка или ложка?», «Сапка?», «Лыба – это неверно, исправься» и т.п.
● Обязательно отмечайте сначала успехи ребенка, искренне говоря: «Я рад, что у тебя получилось это!»
● Наказывать же ребенка лучше, лишая хорошего, чем делая ему плохое.
В этом деле вам очень пригодятся терпение, настойчивость и вера в то, что ваш труд пригодится ребенку в его жизни.
Логопед Ирина Викторовна |