Как спроектировать и организовать проектную деятельность детей: технология Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность.
Я раскрою технологию проектирования на примере долгосрочного проекта «Семья».
1 этап Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги группы.
Цель: формировать у детей понятие «семья».
Задачи: 1.Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
2. Развивать коммуникативные навыки детей.
3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
2 этап. Разработка проекта Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
Разработка дидактической игры своими руками «Бусы для мамы»
Пошив атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья»
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Составить перспективный план мероприятий.
Срок-октябрь, ответственные- педагоги группы
3 этап. Выполнение проекта 1.Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
Дидактические игры «Кем быть», «Cтроим дом», «Бусы для мамы».
Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».
Обучение строительным играм «Мебель для дома».
Срок-ноябрь, ответственные- педагоги группы
2.Познавательное развитие Разработка тематического занятия «Права и обязанности в семье», «Моё имя».
Создание альбома «Моя семья».
Срок-декабрь, ответственные- педагоги группы
3.Речевое развитие Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди».
Оформление папок «Пословицы, поговорки, стихи и загадки о семье».
Разработка беседы на тему «Кем работают мои родители».
Срок-январь, ответственные- педагоги группы, родители
4. Продуктивная деятельность Рисование и аппликация на темы «Мамин портрет», «Моя семья».
Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи.
Выставка «Семейные поделки из природного материала».
Мир семейных увлечений: создание разнообразных снеговиков
Срок-февраль-март, ответственные- педагоги группы, родители
5. Работа с родителями Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии(врач)
Разработка и проведение консультации «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
Мир семейных увлечений: создание разнообразных корабликов.
Срок-апрель, ответственные- педагоги группы, родители
4 этап. Презентация проекта Презентация газеты «Семейные увлечения»
Соревнование «Мама, папа, я- спортивная семья».
Срок-май, ответственные- педагоги группы, родители, дети
Результат: 1.С формировано представление детей о семье, профессии родителей.
2. Дети умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
3. Проведена презентация газеты «Семейные увлечения» и соревнование «Мама, папа, я- спортивная семья».
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.