В возрасте 3 - 4 лет память ребенка является центральной психической функцией, которая определяет другие психические процессы. Мыслить для ребенка в этом возрасте – значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Благодаря очень хорошей памяти, ребёнок приобретает способность действовать в плане общих конкретных представлений. Малыш становится способен устанавливать простые причинно – следственные связи между событиями и явлениями.
Следует учесть, что память в этом возрасте всё ещё непроизвольная: ребёнок не ставит перед собой цели, что-либо запомнить.Более запоминаются впечатления и занятия, которые вызывают эмоциональный отклик. Ребёнок быстро запоминает стихи, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребёнок сопереживает героям. Чем более осмысленный материал запоминает ребёнок, тем запоминание эффективнее. Именно в этом возрасте очень важно грамотно утолить жажду познания, подбирая разнообразный и интересный материал об окружающем ребёнка мире.
Вам, как родителям, необходимо:
• Чаще спрашивать ребёнка о том, что он помнит – этим мы даём возможность ребёнку понять, что интересуемся его персоной.
• Фиксировать внимание малыша на событиях прошлого – это поможет ему запечатлеть в своём сознании воспоминания об определённом порядке вещей ( например: режимные моменты и т.д.) и даёт ребёнку чувство безопасности, ощущение стабильности, он приучается контролировать события в своей жизни.
• Коллекционировать интересные события – этим Вы не только разовьёте малыша, но и сплотите всю семью. И хотя с возрастом, четкость воспоминаний утрачивается, остаётся память об атмосфере радости.
• Будьте осторожны с телевизором! Детям не рекомендуется смотреть его более 30 минут в день. Необходимо следить за тем, чтобы информация, получаемая по телевидению, была познавательной и соответствовала возрасту.
После прочтения книги или просмотра передачи всегда просите малыша рассказать вам то, что он услышал или увидел. Перед прочтением сказки на ночь возьмите за правило беседу с ребёнком о том, какие события произошли сегодня. Спросите, что ему больше всего понравилось, что нет. Пусть расскажет, как обстоят дела в детском саду, что сказала бабушка и так далее. Хочется напомнить родителям, что процесс формирования психики ребёнка длительный и «ранимый».
Наберитесь терпения, многократные повторения обязательно принесут свои плоды. Не ругайте ребёнка, если что-то не получается, ведь у каждого свой темп развития, свои индивидуальные особенности.
Будьте чуткими к малышу и он ответит вам тем же. Удачи!