С самого раннего детства приучайте ребенка правильно хранить свои игрушки: в специальном ящике, на полке (даже книжной), в шкафу или в уголке. Девочки любят создавать комнаты для кукол, мальчики – гаражи для машин. И это очень хорошо! С помощью игрушек ребенок познает жизнь: овладевает бытовыми и даже профессиональными навыками.
Обратите внимание на то, как ваш малыш относится к новым и старым игрушкам. Напомните ему поговорку о том, что старый друг лучше новых двух. Игрушка – это друг. Спросите, почему мы так думаем? Что такого хорошего в старой игрушке? Она хранит тепло детских рук, оберегает от неприятностей, делает счастливым.
Расскажите ребенку следующую волшебную историю:
Когда все в доме засыпают, игрушки ведут между собой разговор. Они рассказывают друг другу о том, как прошел сегодняшний день, кто играл с ними. Они плачут от обиды, когда их забывают, и смеются от счастья, когда их любят. Они «живые» и все чувствуют.
Иногда родители хотят раньше времени видеть своего ребенка взрослым и умным человеком, все знающим и понимающим, не верящим в сказки и чудеса. Очень жаль таких детей, ведь их лишили детской веры в таинственное. Ум ребенка не определяется его неверием в сказку. Отношение к игрушке как к живому существу воспитывает бережное и трепетное отношение ко всему окружающему малыша миру и к взрослым тоже.
Есть замечательная игра, которая учит дошкольника оценивать себя и свои поступки со стороны и задумываться над тем, как о нем думают другие. Предложите крохе рассказать о себе словами игрушки. Что о тебе может сказать твоя любимая или заброшенная кукла? Как тебя оценивает Буратино? Пусть рассказ начинается словами: «Мой друг Игорек…» или «У моей подружки Светы…». Такой рассказ может дать маме с папой информацию для размышления – как их ребенок воспринимает мир, оценивает себя, критично или доброжелательно на себя настроен.
Четырехлетний Валера получил в подарок машину, сразу ее разломал. Родители наказали мальчика: не бережешь подарки, не умеешь играть, не получишь больше ни одной игрушки. А Валера просто хотел узнать, из чего и как сделана такая яркая и красивая игрушка.
Годовалая Катенька бросает из манежа на пол игрушки. Ее ругают: зачем бросаешь игрушки? А она изучает их движение. И совсем не вредничает, а просто познает мир.
Костя отдал дорогостоящую игрушку другу, а взамен получил двухцветный карандаш. Как вы думаете, что было дальше?... Но, во-первых, Костя любит рисовать и такой карандаш ему необходим. А во-вторых, как добрый человек он поделился самым лучшим со своим другом.
Мы нередко в детских поступках видим негативную сторону, стремимся выявлять и исправлять недостатки. Но детская душа беззащитна и пластична, она становится такой, какой мы ее видим.
Подумайте, сколько игрушек необходимо вашему ребенку? Какие игрушки нужны – для красоты или развития? Можно ли уйти из магазина игрушек, не приобретя ничего? Стоит ли покупать то, что вы считаете нужным, не посоветовавшись с малышом? Эти вопросы не имеют однозначного ответа. Нужно столько, чтобы ребенок развивался и вместе с тем сохранял к игрушкам бережное отношение. Конечно, важны игрушки для развития умственных способностей ребенка, но и красота, и эстетичность тоже необходима. Из игрушечного магазина ребенок должен уходить со спокойным сердцем и уверенностью, что его любят, даже если не смогли купить то, что ему хотелось.
Для дошкольника игрушка – одна из самых больших радостей. Доставляя ребенку эту радость и приучая к внимательному и бережному отношению к игрушке, учите его познавать мир общения и поведенческой культуры.
Воспитатель группы №12 Нестерова Галина Владимировна