«…Совершенно невозможно позвать гостей в дом. Саша не дает поговорить, все время вмешивается, перебивает. Ему кажется, что гости приходят полюбоваться на него, поиграть с ним», - говорит мама трехлетнего ребенка. Другой «милый проказник» за общим столом тянет себе в рот куски с общих тарелок. Девочка в автобусе расталкивает людей и продвигается к месту у окна. Досадливо узнаем образ избалованного ребенка. Он неприятен всем: чужим он мешает, своим за него стыдно.
Каждому родителю приятнее что-то разрешать, чем запрещать. Ведь радость ребенка – награда родителям, а обида, злость, слезы, нытье – все, что следует за запретом или наказанием, разрывает любящее сердце. Ребенок просит конфетку – вы даете, и он доволен, он смеется, смотрит на вас с обожанием и благодарностью. И вы довольны, торжество взаимной любви. Если мама не дает конфетку – ребенок расстроен, что ему разговоры про диатез и зубную боль! Это будет после, а конфетку хочется сейчас. Ребенок плачет, а мама раздражена. Ребенок чувствует, что мама колеблется, он ноет и просит. Взрослым предстоит сделать душевное усилие – не дать конфетку, но и не позволить ребенку ныть и расстраиваться. Для этого надо терпеливо и весело отвлечь ребенка игрой, книгой, песней, твердо настоять на своем запрете – без злости и раздражения. Отказать твердо, но ласково, что действительно не просто. Ситуация с конфеткой проста, но она представляет собой психологическую модель баловства. Заключается она в том, что родители жертвуют будущими интересами и благополучием ребенка ради сиюминутного спокойствия, а объясняют это себе и окружающим своей сильной любовью к ребенку.
Итак, любить и баловать – совсем не одно и то же. Врачи и психологи давно заметили связь между условиями жизни ребенка и его внутренним состоянием. От особенностей внешней среды и воспитания во многом зависят особенности поведения и характера ребенка. У ребенка должен быть четкий распорядок дня. Очень помогают в таких случаях своеобразные домашние ритуалы: с одной и той же песенкой, с одним и тем же приговором проводить утренний подъем, водные процедуры, одевание, завтрак; спокойный разговор с мамой по дороге в детский сад. В детском саду соблюдается четкий порядок дневных событий, там много таких ритуалов. Не случайно в детском коллективе дети ведут себя хорошо. Но к вечеру дети устают. Чем более они утомлены, тем более возбуждены – такова типичная психофизиологическая картина. Значит, вечернее время должно быть еще более четко организованно: определенное время на игру, твердая последовательность действий перед сном – ритуал укладывания. Можно обыграть вечернее время с помощью «Мойдодыра». Приготовление ко сну тоже может сопровождаться игрой, например, в птичку и гнездо: Маша – «птичка», а ее кровать – «гнездо». Материнская фантазия здесь лучший советчик. Словом, подходит любое игровое оформление вечерних дел, но с одним условием – мама должна быть ласкова, спокойна и непреклонна. По поводу наказаний хочется сказать, что наказание не должно быть унизительным и оскорбительным для ребенка, не должно вредить детскому здоровью. Есть дети, которые переживают как унижение вообще любое резкое, неласковое прикосновение. Детей унижают и оскорбляют так называемые психологические наказания, например, когда взрослые не разговаривают с ребенком, оставляют его одного в комнате. В результате дети ожесточаются, а родители с ужасом замечают, что ребенок вырос равнодушным, наглым, не нуждающимся в теплом общении с родителями. Да, ребенку нужна родительская любовь, та безусловная любовь, когда любят, несмотря на плохие поступки и дурные черты характера, несмотря на неудачи и ошибки, даже вопреки обидам, которые нередко наносят дети любящим их взрослым.
Древняя индийская пословица гласит: «Дитя – это гость в доме. Его можно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя…» В ней воплощена великая мудрость любовного почтения, чуткого отношения к детям. Ребенок приходит в мир не для того, чтобы соответствовать ожиданиям и желаниям родителей. У него свой путь и свои задачи!
Нестерова Галина Владимировна Воспитатель группы №12 |