Словарный запас старшего
дошкольника должен составлять около 2000 слов, причем в нем должны
присутствовать все основные части речи: существительные, глаголы,
прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы.
Примерные задания по выявлению и
расширению словаря:
1. -Какие
части тела человека ты знаешь? (голова, шея, туловище, руки, ноги)
-Назови
части лица (лоб, глаза, нос, рот, щеки, брови, подбородок)
-Назови
все пальцы руки.
-Перечисли
времена года в правильной последовательности.
-Назови
зимние, весенние, летние, осенние месяцы.
2. «Я знаю 5 названий …» (животных домашних и диких, птиц, рыб, насекомых,
деревьев, кустарников, цветов, ягод, грибов, одежды, обуви, головных уборов,
городов, стран, рек, морей …) Это знакомая всем игра с мячом.
Если ребенок назвал 2-3 животных, птицы и
т.п. – его словарный запас недостаточен. Немедленно займитесь обогащением его
словаря по лексическим группам, т.е. сначала познакомьте ребенка с неизвестными
ему птицами, затем- рыбами и т.д.
3. - Назови эти слова одним словом и продолжи
этот ряд слов:
* молоток, дрель, ножницы …( инструменты),
*гитара, баян, бубен…(музыкальные инструменты),
*врач, слесарь, художник …( профессии),
*тетрадь, цветная бумага, портфель …( школьные
принадлежности),
* кепка, платок, шлем…( головные уборы),
* телевизор, утюг, вентилятор…( электрические
бытовые приборы),
*табурет, шифоньер, полка…(мебель).
4. - Кто чем занимается? (врач…, ветеринар…, поэт…, писатель…, шахтер…,
парикмахер…, пилот…, милиционер…)
5. Кто как подает голос? (лошадь…, свинья…, собака…, змея…, курица…, комар…,
кукушка…, овца (блеет), голубь (воркует), сорока (стрекочет))
6. -Что может делать? (кошка, заяц, волк, змея,
лягушка) Хорошо, если среди привычных
глаголов (ест, спит, ходит) встретятся: убегает, догоняет, прячется, крадется,
шуршит, ныряет …)
7. -Какого вкуса эти продукты? (сахар, соль, лимон, лук)
8. –Что может идти? (снег, человек, слон, время, поезд…) Что может лететь? (птица, самолет, время, снег…)
9. - Назови как можно больше признаков этого предмета (реальный предмет или рисунок: стол, лента, куртка, арбуз, лимон, собака, заяц). Напомните эти
признаки: величина (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий,
высокий, низкий), вес, форма, цвет, запах, вкус, материал, какой на ощупь,«черты
характера».
10. »Скажи наоборот» (подбор антонима):
Старый стол-, старый человек-, светлый-,
длинный-, узкий-, высокий-, острый-, смелый-, густой лес- (редкий), густое
варенье- (жидкое), восток-, север-, восход-, мир-, правда-(ложь), радость-,
лентяй-, утро- (вечер), гладкий- (шероховатый), аккуратный-, частый-,
помогать-, мерзнуть-, смеяться-, забыть-…
11. »Скажи по-другому» (подбор синонима):
Мокрый-( сырой, влажный),
красивый-( прекрасный, великолепный), смелый- (храбрый, отважный, бесстрашный),
большой-( огромный, громадный, гигантский), дети-( ребята, детвора), друг-(
приятель, товарищ), волшебник-( маг, чародей), быстро-( стремительно),
дождливо-( пасмурно, сыро, мокро), весело- (радостно, смешно), грустно-(
печально, тоскливо, уныло).
12. -Объясни, что значит выражение:
«Душа в пятки ушла» (очень
испугаться)
«Зарубить на носу» (хорошо
запомнить)
«На краю земли» (очень
далеко)
«Витать в облаках»
(фантазировать)
«Из мухи делать слона»
(превращать пустяк в целое событие)
«Бить баклуши»
(бездельничать)
13. Из 2 слов составь одно сложное слово. О ком так
можно сказать?
Короткий хвост -
короткохвостый (заяц, козел, медведь…)
Длинный клюв - длинноклювый
(цапля, аист, журавль)
Красная грудь - красногрудый
(снегирь)
Легкие крылья - легкокрылый
(бабочка, стрекоза)
Розовые щеки - розовощекий
(малыш, дед Мороз…)
Широкие плечи - широкоплечий (…)
Серые глаза - сероглазый (…),
темные волосы- темноволосый(…)
14. Назови похожие предметы. Объясни, чем они
отличаются внешне и по назначению. ( Покажите реальные предметы или картинки)
Чашка- стакан кружка- чашка масленка- сахарница
Чайник- кофейник платок- косынка шапка- шляпа
Кастрюля- ковш платье- сарафан свитер- безрукавка
Носки- гольфы
туфли- босоножки
ранец- портфель |