Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большин¬стве случаев они делают так потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят. Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти свое лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, отно¬ся это на счет поведения, типичного для маленького ребенка. Иногда можно принять за ложь фантазии малыша. К об¬ману они никакого отношения не имеют. Как предотвратить проблему При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конеч¬но, играть в Бэтмэна интересно, но он ненастоящий, его при¬думал писатель, а потом сняли фильм». Постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?» — лучше спросите: «Что произошло, когда вы поссорились?» У ребенка должно развиваться чувство собственного до¬стоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях. Как справиться с проблемой, если она уже есть Если ребенок врет вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте. Если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажи¬те: «Ты рассказал очень интересную, занимательную исто¬рию», — давая ему понять, что отличаете ложь от правды. Никогда не спрашивайте у малыша, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана. Упорное вранье — сигнал того, что ребенок сильно неуве¬рен в себе: он испытывает потребность «сочинить себя», что¬бы быть более значимым для окружающих. Если обман связан с отрицанием факта совершения по¬ступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нуж¬но. Ты хороший человек, давай вместе решим, что нужно сде¬лать». Педагог-психолог Д/С: Вдовина Л.И.