Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 12:56

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми.





Меню сайта
Категории раздела
Статьи [233]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 222
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

ЭТОТ ТРУДНЫЙ ЗВУК «Р»
Существует несколько заблуждений,
касающихся этого действительно самого трудного в произношении звука.
 
Заблуждение первое: ничего страшного в том, что мой ребенок произносит звук «Р» не так, как нужно, нет.
 
Это не так. Единственно верным в русском языке считается произношение звука «Р» путем вибрации языка за верхними зубами. Все остальные варианты произношения «Р» считаются дефектными.
 
Наиболее распространенные дефекты звука «Р»:
1.Искажение: вибрирует мягкое нёбо («французский Р»)
2.Замена «Р» на «Л» («РЬ» на «ЛЬ»): «лыба», «лечка».

В первом случае логопед района
делает в индивидуальной медкарте ребенка запись: «Ротацизм», что означает:
искажение звуков «Р» и «РЬ» (или только «Р», или только «РЬ»). Во втором случае
запись: «Дислалия, ФНР» (фонетическое недоразвитие речи).
Шестилетний ребенок хорошо осознает свое неправильное произношение звука «Р», что может вызвать скованность в общении.

Если же у вашего ребенка звук «Р»
заменяется звуком «Л», это обязательно вызовет сложности в чтении и понимании
им слов с «Р», а затем и в их написании («Что слышу, то и пишу»).
Наконец, ряд профессий (учитель, логопед, диктор), да и  само понятие культурного человека требуют нормированного произношения человеком всех звуков родного языка.
 
Заблуждение второе: основная причина неверного произношения звука «Р»- это короткая подъязычная уздечка.
 
Действительно короткая (приращенная ко всему языку) уздечка – явление очень редкое. Такая уздечка должна быть подрезана стоматологами еще в раннем возрасте, т.к. она затрудняет произношение многих звуков.

Чаще же встречается нерастянутая
уздечка. Так как уздечка эластична, то с помощью ряда упражнений («Грибок»,
«Гармошка») она благополучно растягивается, после чего продолжается постановка
звука «Р».
 
Заблуждение третье: дефектное произношение звука «Р» передается по наследству, а, значит, коррекции не подлежит.
 
На самом деле предрасположенность к дефектному произношению «Р» действительно существует, т.к. у ребенка повторяется строение языка родителя. Но останется у ребенка этот дефект или нет  - это зависит только от успешности проводимой коррекции.
 
Но есть один нюанс: заниматься постановкой, а затем и автоматизацией звука «Р» может только родитель, сам правильно произносящий этот звук. (К сведению: коррекция произношения «Р» возможна в любом возрасте.)
 
  Заблуждение четвертое: ничего специально делать не надо, а  правильный звук в дальнейшем появится у ребенка сам.
 
Это утверждение верно лишь отчасти. У небольшого количества детей к 7 годам укрепляются мышцы языка, развивается сила выдоха, что приводит к появлению нужного звука «Р» в речи. Большинство же дошкольников и младших школьников с дефектным «Р» обязательно нуждаются в помощи логопеда.
К сведению: логопед школы не всегда зачисляет на свой логопункт таких детей, т.к. его логопункт бывает уже наполнен детьми с более серьезными нарушениями речи.
Заблуждение пятое: достаточно того, что сам логопед выполняет  с ребенком упражнения по постановке «Р», а помощь родителей необязательна.
 
Это стопроцентное заблуждение. Только ежедневное выполнение артикуляционных упражнений по 2- 3 раза в день укрепит мышцы языка, увеличит подвижность кончика языка, увеличит силу выдоха - и тогда количество перейдет в качество.
Запаситесь терпением, настойчивостью и верой в успех. Хвалите ребенка за старание, помогайте при затруднении.
 
Заблуждение шестое: звук «Р» удалось поставить, а, значит, он самостоятельно войдет в речь ребенка.
 
      И это неверно. Неправильно произносимый звук «Р» (да и любой другой звук) - это устойчивый условный рефлекс. Взамен ему нужно сформировать новый условный рефлекс - нормированное произношение «Р»- и вытеснить старый рефлекс из речи ребенка. Начинается автоматизация звука «Р». Этот процесс длительный - от 1 до 3 и более месяцев.
      На этом этапе работа ведется логопедом поэтапно: от произношения звука «Р» в начале слов  до произношения слов с «Р» в середине слов в соседстве с другими согласными звуками. Сначала ребенок произносит слоги, затем - слова с этими слогами, а затем и предложения с такими словами.
Главное  условие успешной автоматизации звука «Р» - это постоянный ( каждодневный, ежечасный!) контроль взрослых (в первую очередь родителей) за правильным произношением ребенком тех слов, в которых ему удается верно произносить «Р». На основе этого контроля затем будет формироваться такой важный собственный контроль ребенка. Здесь можно применять систему поощрений (моральных, иногда – материальных). Можно ввести игровое «наказание» за неверно сказанное слово (подпрыгнуть на месте, мяукнуть…).  Исправить ошибку можно по-разному:  
1) попросить ребенка самого исправиться         
2)сказать, что вы не поняли это слово
3) самому правильно произнести слово и попросить повторить его.

Надеюсь, что мы будем
союзниками в этой нелегкой и важной работе!                        Логопед         Ирина Викторовна.
Категория: Статьи | Добавил: TimurAv (08.11.2013) | Автор: Ирина Викторовна
Просмотров: 1047 | Рейтинг: 4.0/1
Учредитель
Департамент образования администрации города Перми
Начальник – Гаджиева Людмила Анатольевна
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 36. Тел.: 212-70-50
Режим работы: с 09.00 до 18.00, обед с 12.00 до 13.00

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми
Заведующий – Кулакова Евгения Олеговна
Зам. зав. по ВМР – Мухачева Нина Николаевна
Завхоз – Алексеева Галина Николаевна
Юридический адрес: 614109, г. Пермь, ул. Танцорова, 28. 
Фактический адрес: г. Пермь, ул. Танцорова, 28 (корпус № 1) г. Пермь, ул. Капитанская, 21 (корпус № 2) Тел.: 250-25-39 (заведующий, корпус № 1), 250-25-69 (корпус № 2) Тел./факс: 250-25-49 (бухгалтерия)
Режим работы: пятидневный, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. 
График работы: c 07.00 до 19.00 . 
Поиск по сайту

Структура сайта


Погода
Яндекс.Погода

Оценка качества муниципальных услуг в Пермском крае

Министерство образования и науки Пермского края


Copyright © 2024 г. Пермь