Родителям во всем мире знакома ситуация: сын или дочь просит купить домашнего питомца. Многие из нас поддаются на уговоры, и в доме поселяется собачка, кошечка, птичка или рыбки. Но проходит время, первый энтузиазм пропадает, и ребенку становится неинтересно кормить кошку, выгуливать собаку или чистить аквариум с рыбками. И тогда нам, родителям, помимо своих основных обязанностей, приходится брать на себя заботу о животном.
Как правильно себя вести в ситуации, когда канарейка, еще недавно такая желанная для ребенка, клюет пустую миску, а малыш совершенно спокойно играет в другой комнате? Что стоит предпринять и как научить ребенка ответственности?
Родители отвечают за характер детей
Многие родители полагают, что счастье детей — основной принцип воспитания. Покупая птичку ребенку, мы надеемся, что это сделает его чуточку счастливее. Некоторое время так оно и есть. Но детский интерес со временем переключается на что-то другое, а маленький питомец остается без должной заботы, внимания и ухода. Сосредоточившись на одном лишь счастье, мы оказываем ребенку плохую услугу. Какие ценности можем мы привить детям, если будем терпимо относиться к жестокости по отношению к животным?
Предупреждая или останавливая недопустимое поведение, мы оказываем услугу. Как иначе можно продемонстрировать подрастающим сыновьям и дочерям, что из себя представляет взрослый человек, способный взять на себя ответственность. Своими действиями мы помогаем характеру сформироваться, что ни в коем случае не менее важно, чем счастье.
Гнев без оскорблений
Проанализируйте свои чувства, которые вы испытываете в момент гнева. Каждому нашему состоянию, от «умеренного раздражения» до «ярости» может быть присвоена фраза, одновременно отражающая и ваше настроение, и посыл.
Предположим, что вы входите в комнату — и вдруг видите забытую всеми канарейку. Ваше настроение меняется, вы чувствуете нарастающее негодование.
Но дети есть дети. Им нужно напоминать — причем регулярно — об одном и том же. То, что кажется для нас, родителей, естественным, у детей пока еще не вошло в привычку. Наша задача — направлять и напоминать.
В проблемной ситуации мы можем действовать несколькими способами, не прибегая к оскорблениям, крикам или, не дай Бог, физическим наказаниям.
10 способов привлечь внимание
«Если ты, Петя, не накормишь канарейку, пока я считаю до трех, то я....!!!!» - не самый лучший способ разрешить ситуацию. Угрозы являются для детей соблазном, перед которым они не в силах устоять. Им всегда хочется делать то, что запрещено, чтобы проверить всерьез ли вы на самом деле ругаетесь? Не попадайтесь в эту ловушку. Есть и другие способы достучаться до ребенка, мы предлагаем 10 различных вариантов.
1. Жест Жест оказывает немедленное и очень сильное воздействие. Он избавляет от необходимости долгих речей. • Вы можете решительно указать пальцем на пустую миску в клетке у птицы. • Вы можете вынуть пустую кормушку и вручить ее ребенку.
2. Записка Записка — сильное средство общения с ребенком, особенно, если она будет подписана: «С любовью, Мама». • «Срочно! Птица в опасности! Кто спасет канарейку!?». • «Загадка: кто — желтый, поет и срочно нуждается в пище? Пожалуйста, разгадайте и примите меры!». • Менее хитроумно, зато более эффективно: «Канарейку нужно покормить! Немедленно!».
3. Простое описательное предложение. Описывая, а не отдавая приказания, мы предлагаем ребенку принять на себя ответственность. • Птица выглядит голодной. • Канарейка клюет пустую миску.
4. Повторение простого описательного предложения. После того, как ваше первое предложение осталось без внимания, очень соблазнительно перейти к обвинениям и нравоучениям. Но держите себя в руках. Спокойно и уверенно повторите. • Птица выглядит голодной. • Канарейка клюет пустую миску.
5. Предложите детям самим найти решение. Чтобы слова возымели долгое действие, необходимо привлечь детей к процессу решения проблемы. Какое бы решение ни было предложено — а порой оно может показаться весьма странными, — всегда существует шанс на успех. Ведь это план, который придумали сами малыши. И им безусловно будет интересно, как он сработает. Ключ к успеху такого мероприятия в доверии и просьбе.
Можно сказать: «Дети, меня кое-что беспокоит и мне очень нужна ваша помощь. Когда только птица появилась у нас в доме, ее кормили регулярно. Теперь же я вижу, что ей часто приходится обходиться без еды. Как вы думаете, сможете ли вы вместе разработать план кормления канарейки и показать его мне к ужину?».
6. Сильное выражение собственных чувств. Мы можем использовать основную фразу: «Я очень сержусь» или ее модернизированные варианты. • «Я только что проходила мимо клетки, то, что я увидела, меня очень расстроило. Я сейчас очень сержусь!» • «Я удивлена и расстроена! Мой ребенок обещал, что будет хорошо заботиться о нашей птичке». • Такое обращение может, кроме его прямого действия, также значительно обогатить детский словарь. «Я огорчена, расстроена, потрясена и рассержена! Птица клюет пустую миску!» Можно еще добавить «печальна» и «в замешательстве», но это уже необязательно.
7. Короткое, но емкое восклицание. Короткие обращение по имени позволяют раздраженной матери высказаться емко и резко. Ребенок сразу понимает, что он должен сделать. • «Оля, птица!» • «Ваня, птичий корм!» • «Кирилл, кормушка!»
8. Выбор и тревога • «Выбор за тобой. Или ты кормишь птицу немедленно, или придется иметь дело с рассерженной мамой. Что выбираешь?!» • «Тебе повезло. У тебя есть три минуты на то, чтобы накормить птицу, прежде чем я выйду из себя».
9. Замена «если ты не...» на «как только ты...» «Как только ты покормишь канарейку, мы обсудим возможность поиграть в планшет. До этого можешь даже не подходить ко мне с этой просьбой».
10. «Когда я...» Когда человек в ярости, ему хочется обрушиться на своего собеседника со словами «Ты...». В этой ситуации отлично работает технических прием: начинайте с «Когда я...», а затем описывайте то, что видите и чувствуете. «Когда я снова и снова прошу, чтобы птичку кормили, а на мои слова никто не обращает внимания, я прихожу в ярость! Мне приходится кормить бедную канарейку самой — и мне очень не нравится то, что я должна делать за вас вашу работу!».
Не наказание — действие!
Мы взяли за основу чувство гнева, которое свойственно всем родителям, и превратили его в 10 фраз, которые помогают и не причиняют вреда. Нет необходимости прибегать к оскорблениям и физическим наказаниям. Вы можете действовать и в то же время оставаться на стороне ребенка. Ориентируйтесь не на то, чтобы пристыдить и «проучить», а лишь на стремление прекратить недопустимое поведение. Наша цель — сформировать чувство ответственности и заботы у детей, а это, порой, очень непростая задача. И чем больше спокойного выражения своих негативных эмоций мы придумаем, тем нам легче будет держать себя в руках.
Материал подготовила: Воспитатель первой младшей группы Гилева Татьяна Александровна