ЧЕТЫРЕ «НЕ»
Одна из ошибок воспитания — это безусловное подчинение любому взрослому человеку. Мы часто говорим: «Со взрослым так не разговаривают!», «Если взрослый тебе сказал, значит, надо слушать». Верно, только с небольшой, но очень важной оговоркой — знакомый взрослый. В ребенке надо воспитывать недоверие к не-знакомым и малознакомым людям. И перво-наперво надо усвоить правила четырех «не», разработанные английскими криминалистами и внедренные в обязательную школьную программу.
• НЕ ходи с незнакомцем (тетей, дядей, бабушкой, девочкой, мальчиком), что бы он тебе ни говорил! • НЕ садись к незнакомым людям в машину ни под каким предлогом! • НЕ заходи в подъезд дома или в лифт с незнакомцем, даже если он на вид совершенно безопасен! • Ничего НЕ бери у незнакомца, что бы он тебе ни предлагал!
К этим четырем пунктам можно добавить следующее:
• Не обязан отвечать на вопросы незнакомых людей и чем бы то ни было помогать им (даже если тебя попросили проводить до квартиры, которую не могут найти). • Научите ребенка вежливо отказывать старшим (есть деликатные, воспитанные дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест). • Необходимо объяснить ребенку, что, если к нему пристанет незнакомец, ему следует громко и пронзительно кричать, царапать и щипать самые ранимые места.
Проверьте, какие из перечисленных ниже моделей поведения присущи вашему ребенку
• Может сказать «нет» незнакомым взрослым. • Может отклонить вызов (предложение сделать «на спор»). • Не стесняется рассказать о смутивших его чьих-то прикосновениях. • Следует правилам. • Способен говорить о проблемах и чувствах. • Рискнет при необходимости устроить скандал. • Умеет позвонить по телефону. • Откажется от подачки взрослого. • Откроет дверь только с вашего разрешения. • Может отличить работников милиции. • Не будет хранить тайну, особенно касающуюся взрослых.
Если к характеру вашего ребенка подходит большинство из этих утверждений, можете успокоиться. Если нет — уделяйте безопасности малыша как можно больше времени и внимания.
Педагог-психолог Вдовина Л.И. |