Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 06:46

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми.





Меню сайта
Категории раздела
Статьи [233]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 222
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Артикуляционная гимнастика

Последовательность работы:

 

     1.Рассказ о доме Веселого Язычка (рте): потолок - нёбо, стены - щеки, пол - нижняя челюсть, 2 двери: губы и зубы.

2.Показ взрослым во время рассказа о Язычке  образца выполнения упражнения  (после предварительной тренировки).

3.Выполнение ребенком данного упражнения. Взрослый сопровождает эти действия стихами (смотри комплексы упражнений) и контролирует работу ребенка, поправляя его.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ:

 

1.Выполняется сидя перед зеркалом при хорошем освещении не раньше, чем через 30 минут после еды 2 – 3 раза в день.

2. Взрослый показывает образец, объясняет правильное выполнение, затем ребенок по контролем выполняет одно упражнение.

3. Игровая форма, положительный эмоциональный настрой.

4. Взрослый следит за качеством выполнения, корректно исправляются ошибки:  

1) точность - правильное местоположение и форма языка, губ, челюсти 

2) плавность - движение без толчков, дрожания органа 

3)  темп - взрослый считает вслух: 1-2, 1-2 и т.д. Темп постепенно ускоряется («Качели», «Чищу зубы», «Язычок - музыкант», «Вкусное варенье», «Язык - силач»).                     

4) длительность удержания позы - от 5 до 15 секунд.   

5. Сначала осваиваются основные упражнения, затем - более сложные: «Лопатка» - «Прятки», «Вкусное варенье» - «Качели» - «Чашечка».                                                                       6. Между упражнениями необходим перерыв - 30 сек. 

 

 

              

Если ребенок неточно ощущает, где должен находиться язык, то взрослый проводит в этом месте концом чайной ложечки.

 

Если при «Рупоре» губы ребенка широко раздвинуты в стороны, их можно сдвинуть большим и указательным пальцем. Также пальцами поднимается верхняя губа и опускается нижняя, если зубы в «Улыбке» недостаточно видны.

 

Если при движении языка кверху открытый до этого рот закрывается, нижнюю челюсть нужно каждый раз опускать вниз рукой до тех пор, пока не сформируется подъем языка кверху.

 

При выполнении «Качелей» ребенок  может одновременно выполнять движения вверх- вниз кистью руки. А чтобы ребенок понял форму языка в «Чашечке», он изображает «Чашечку» рукой.

 

Если качество движений языка или губ снизилось, появилось дрожание, посинение, значит органы переутомились, и нужно временно прекратить данное упражнение.

              

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения звука «С»

 

1.       «Улыбка»: Губы улыбаются, хорошо видны передние верхние и нижние зубы. (удерживать 5 -10 сек.)

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются. А глаза у них, как блюдца.

 

2.      «Лопатка»: Рот открыт, губы в улыбке, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, края языка касаются уголков рта. (5 -10 сек.) 

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

Язык нужно расслаблять и под счет его держать:

Один, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

              Если «Лопатка» не удается, то выполняется «Накажу непослушный

              язычок»: верхней губой «пошлепать» язык («пя-пя-пя»), затем удерживать

              язык широким 5 -10 секунд.

 

3.                  «Чищу зубы»: Рот нешироко открыт, губы в улыбке; кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения вправо - влево сначала снаружи, затем изнутри. ( 5 раз под счет: «раз - два»)

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

 

4.                  «Прятки»: Рот открыт, выполнить «Лопатку», затем занести язык в рот так, чтобы кончик языка касался нижних передних зубов. (5 раз)

Один, два, три, четыре, пять: будем в прятки мы играть.

Выглянул язычок на улицу: ветер дует, небо хмурится.

Язычок домой вернулся, на полу растянулся,

Прижался кончиком к зубам – не найти его нам!

 

5.                  «Свисток»: Выполнить «Лопатку», поднести к языку стеклянный пузырек (или колпачок ручки) так, чтобы кончик языка касался его. Плавно выдохнуть, должен быть слышен свист. Губы  улыбаются.

 

 

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения звука «Ш»

 

1.«Рупор»: зубы сомкнуты, губы округлены (круг больше, чем при звуке «О») и немного вытянуты вперед. Видны по 6 верхних и нижних зубов. (удерживать5-10 сек.)

 

2.«Лопатка»: Рот открыт, губы в улыбке, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, края языка касаются уголков рта. (5-10 сек) Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

          Язык нужно расслаблять и под счет его держать: 1,2,3,4,5!  

   

 3.«Вкусное варенье»: рот открыт; широким языком облизать

верхнюю губу (боковые края языка касаются углов рта) и убрать

язык за верхние зубы (5 раз). Нижняя челюсть неподвижна.

( Ее можно удерживать рукой.)

                Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе.

                Язычок я подниму и остатки оближу.

 

4.»Качели»: а)На губах: рот открыт, язык-«Лопатка»; язык прижимается по всей ширине сначала к верхней, затем к нижней губе. Нижняя челюсть неподвижна. (5-7 раз)

Б) На зубах: широкий язык прижимается поочередно к передним верхним и нижним зубам.

В) На бугорках: широкий язык прижимается к верхним и нижним бугоркам за передними зубами.

    На качелях я качаюсь: вверх- вниз, вверх- вниз.

    Выше всех я поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

 

5.«Чашечка»: рот нешироко открыт; прижать широкий язык к верхней губе, а затем занести его за верхние зубы (но не прижимать к ним). Удерживать «Чашечку» 5- 10 сек.

6. «Фокусы»: привязать ватку к нитке длиной 12 см. Фокусы выполнять по 3 раза, но с перерывами после каждого раза.

 1-ый фокус: сделать глубокий вдох и долго дуть на ватку губами

 

2-ой фокус: рот нешироко открыт; положить широкий язык на нижнюю губу; сделать глубокий вдох  и долго дуть на ватку (воздух проходит по языку, щеки не надуваются, а губы улыбаются и не участвуют в упражнении). Вариант: сдуть ватку с ладони.

 

3-ий фокус: положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка поднять вверх. Сделать глубокий вдох и резко выдохнуть на ватку (ее удерживает взрослый перед носом ребенка) так, чтобы ватка подлетела над носом.

 

 

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения звука «Л»

 

1.      «Улыбка»: рот закрыт; губы растянуты в улыбке, видны верхние и нижние передние зубы. (Удерживать 5-10 сек.) Улыбаясь, открывать и закрывать рот на счет: «раз- два» 5 раз.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

 

2.      «Чищу зубы»: рот нешироко открыт; губы в улыбке; кончиком языка «почистить» верхние зубы, делая движения вправо-влево сначала снаружи, затем изнутри. (по 5 раз)

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

 

3.      «Иголочка»: рот открыт; губы в улыбке; узкий напряженный язык выдвинут вперед.(5-7 сек.) «Уколоть» острой и твердой «иголочкой» палец взрослого, свой палец. (Полезно слизывать кончиком языка варенье с блюдца или «забивать» им голы в щеки)

Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну, до пяти считать начну:

Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать.

4.       «Качели»: открыть рот на ширину пальца, губы улыбаются; кончиком языка касаться верхних и нижних бугорков за зубами на счет: «раз- два» в среднем, а затем – в быстром темпе. (5 раз)

 

5.      «Язычок- музыкант»: рот открыт; кончик языка присасывается к твердому нёбу около верхних передних зубов и резко отрывается от него, слышен щелчок (3-5 раз).

 

Комплекс упражнений для формирования правильного

 произношения звука «Р» 

(2 - 3 раза в день перед зеркалом.

Когда упражнения будут освоены, выполнять их лежа.):

 

1. «Cдвинь камень»:

1) Сядь на стул, отодвинься от стола  

2)Улыбнись, положи язык на нижнюю губу; поднеси язык к камню, лежащему на краю стола

3) Сильно и резко выдохни, сдвинув камень с места

4) Повтори  3 раза с перерывами (!), сдвигая камень все дальше

5) Выполняй это упражнение много раз в день

             (Камень можно заменить другим предметом, который  можно сдвинуть с места. Если задание выполняется хорошо, то берется более тяжелый предмет.)

         2. «Дятел»: рот открыт; кончиком широкого языка ударять по верхним бугоркам, произнося «д-д-д…», сначала медленно, затем быстрее.

 

3. «Ветерок на бугорках»: рот открыт; кончик широкого языка прижат к верхним бугоркам; на сильном выдохе произносить « ДЗ» и одновременно быстро и нешироко взбалтывать кончик языка прямым указательным пальцем , должно быть слышно «ДР». Горло не участвует.   ( Если примешивается горловое произношение  -   произносить слоги шепотом!)   Повторить 5 – 7 раз. Количество взбалтываний уменьшать до 2, до 1.  Наконец,  добиваться  вибрации языка без участия пальца. (Сначала взрослый сам выполняет взбалтывания языка, сидя справа и держа в своей руке руку ребенка. Затем нужно обучить этому ребенка.)

 

4. «Балалайка»: рот открыт, кончик широкого языка прижат к верхним бугоркам; на сильном выдохе произносить «ДЗНЬ» и одновременно взбалтывать кончик языка, должно быть слышно «ДРНЬ». Повторить 5 - 7 раз.

 

 5.  ПОСТАНОВКА «ТР» ОТ «ГРИБКА»:   1) Цокать несколько раз, как лошадка, касаясь кончиком языка передних десен,  а затем присосать весь язык к нёбу - это «грибок». Удерживать «грибок» 5 - 15 секунд. Рот нешироко открыт.

2) Выполнить «грибок». На сильном выдохе произнести «Т» и взболтать кончик языка. Добиваться: «ТРРР», т.е. вибрации языка как во время взбалтывания, так и после него. Горло не участвует. Повторять 5 раз. Количество взбалтываний уменьшать до 2, до 1. Наконец, добиваться вибрации языка без участия пальца.

 

6. ПОСТАНОВКА «Р»:  Открыть рот, кончик  широкого языка прижать к верхним бугоркам; произносить «З», но должно послышаться «ЗЖ».    На сильном выдохе произносить «ЗЖ»  и одновременно прямым указательным пальцем несколько раз быстро и нешироко взболтать кончик языка. Добиваться, чтобы было слышно «Р». Затем уменьшать количество взбалтываний до 2, 1. Наконец, произносить этот  слог без помощи пальца. Повторять 5 раз.       

 

После того, как  ваш ребенок научился качественно выполнять все упражнения из комплекса, вы можете попытаться вызвать у него правильное произношение звука.

 

                               Способы постановки звука:

 

1.Звукоподражание: Ребенок повторяет за взрослым нужный звук.

-Как свистит сдувающийся шарик (насос)? С-с-с  -Как звенит комар?    З-з-з

-Как стрекочет кузнечик?   Ц-ц-ц                          -Как шипит змея?    Ш-ш-ш

-Как жужжит жук?    Ж-ж-ж                                   -Как гудит самолет?   Л-л-л

-Как рычит тигр?   Р-р-р

 

2.От артикуляционной гимнастики: Перед зеркалом задаются вопросы:

-Губы улыбаются или круглые? Какую форму имеет язык? Где находится кончик языка?

Затем ребенка просят привести язык и губы в нужное положение и добавить выдох. В результате этого у ребенка должен быть слышен правильный звук.

К сведению:

 

При звуке С: губы - «Улыбка», язык- «Лопатка», кончик прижат к бугоркам за нижними зубами, по середине языка проходит  холодная струя воздуха (ее проверяем, поднеся ладонь ко рту), слышен свист.

 При звуке Ш: губы - «Рупор», язык - «Чашечка»,кончик языка поднят за верхними зубами, но не касается их; по всему языку проходит сильная теплая струя воздуха.

При звуке Л: губы - «Улыбка», рот открыт на ширину пальца, язык- «Иголочка», его кончик прижат к бугоркам за верхними зубами.

При звуке Р: рот нешироко открыт, во время сильного выдоха язык быстро вибрирует за верхними зубами.

 

Сначала у детей ставятся глухие звуки (с, ш), а затем – звонкие (з, ж):

 -Скажи «с». А сейчас добавь к звуку «с» голос - получилось «з».

Категория: Статьи | Добавил: TimurAv (24.05.2012)
Просмотров: 1003 | Рейтинг: 4.0/1
Учредитель
Департамент образования администрации города Перми
Начальник – Гаджиева Людмила Анатольевна
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 36. Тел.: 212-70-50
Режим работы: с 09.00 до 18.00, обед с 12.00 до 13.00

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми
Заведующий – Кулакова Евгения Олеговна
Зам. зав. по ВМР – Мухачева Нина Николаевна
Завхоз – Алексеева Галина Николаевна
Юридический адрес: 614109, г. Пермь, ул. Танцорова, 28. 
Фактический адрес: г. Пермь, ул. Танцорова, 28 (корпус № 1) г. Пермь, ул. Капитанская, 21 (корпус № 2) Тел.: 250-25-39 (заведующий, корпус № 1), 250-25-69 (корпус № 2) Тел./факс: 250-25-49 (бухгалтерия)
Режим работы: пятидневный, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. 
График работы: c 07.00 до 19.00 . 
Поиск по сайту

Структура сайта


Погода
Яндекс.Погода

Оценка качества муниципальных услуг в Пермском крае

Министерство образования и науки Пермского края


Copyright © 2024 г. Пермь