Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВторник, 11.12.2018, 18:49

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми.





Меню сайта
Категории раздела
Статьи [233]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 218
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Вот как, оказывается, легко можно научить ребенка читать!
Ребус-метод — это настолько простой, изящный и (вроде бы) очевидный метод, что кажется совершенно невероятным, что он изобретен лишь совсем недавно. В рекламных целях иногда утверждается, что с его помощью ребенка можно научить читать за несколько минут. Это, конечно, весьма сильное преувеличение, если под умением читать подразумевать умение пользоваться книгами. Однако в некотором смысле это действительно так. Судите сами.

Для начала я затеваю с ребенком нехитрую устную игру по «обрубанию» слов.

— Послушай-ка, — говорю я. — Вот как я умею:

ЛОЖКА — ЛО...
KOШКА — КО...
МЯЧИК — МЯ...
ЧАЙНИК — ЧА...

Постепенно я вовлекаю ребенка в эту игру и добиваюсь того, чтобы он, слыша произнесенное мною слово, возвращал мне его «обрубок»:

— РУЧКА.

— РУ...

— ПАЛЬМА.

— ПА...

— НОЖНИЦЫ.

— НО...

Во всех словах, которые я предлагаю ребенку, ударение падает на первый слог. Это сильно облегчает ребенку задачу и избавляет нас от путаницы с гласными, которые в безударных слогах часто произносятся не так, как пишутся. Затем я усложняю правила, и мы начинаем играть с двумя словами одновременно:

— ТУФЛИ, ЧАЙНИК.

— ТУ... ЧА...

— КАКТУС, ШАРИК

— КА... ША...

— НОЖНИЦЫ, ГИРЯ

— НО... ГИ...

— ГОЛУБЬ, РЫБА

— ГО... РЫ...

Точно так же, игру можно продолжить и с тройками слов:

— ЛОЖКА, ПАЛЬМА, ТАПКИ.

— ЛО... ПА... ТА...

— КОШКА, ЛЕЙКА, СОЛНЦЕ.

— КО... ЛЕ... СО...

А теперь — пусть ребенок поиграет в эту игру сам с собой. Для этого я показываю ему подсказки в виде картинок (пиктограмм). Например, ребенок видит



и произносит:

— КОШКА, НИТКИ — КО-НИ.

А при виде



он говорит:

— ДЫНЯ, РАК — ДЫ-РА.

Возможно, поначалу надо будет ребенку помогать, указывая на картинки пальцем. Вот еще несколько примеров:



— ГАЛСТУК, ЗЕБРА, ТАПКИ — ГА-ЗЕ-ТА.



— ЛАМПА, ДОМ, НИТКИ — ЛА-ДО-НИ.



— БУСЫ, РАК, ТИГР, НОЖНИЦЫ — БУ-РА-ТИ-НО.



— ОБЛАКО, ДЕВОЧКА, ЯЩИК, ЛОЖКА — О-ДЕ-Я-ЛО.

Получается, что ребенок, глядя на последовательность символов, произносит закодированные в них слова. Что же это, как не чтение?

Итак, мы едва приступили к учебе — а ребенок уже в состоянии кое-что прочесть. Мы сразу взяли быка за рога, и нам остается только совершенствоваться. Постепенно отпадает необходимость произносить полные названия предметов, изображенных на картинках — достаточно ограничиться одними лишь «обрубками»:



— РА-ДУ-ГА.



— КУ-КУ-РУ-ЗА.

Пока в нашем репертуаре только такие слова, которые я про себя называю «японскими», потому что они составлены только из простейших открытых слогов, оканчивающихся на гласную. Надо очень постараться, чтобы составить из подобных слов связный текст, хотя и это, конечно, возможно. Вот пример (предложенный Львом Штернбергом):

Даша и Каша.

Наша Даша ела кашу.
Еле-еле ела Даша.
Каша Даше надоела.
Даша кашу не доела.

Теперь дело затем, чтобы постепенно обогащать наш репертуар. Для этого нам понадобятся буквы. Но зубрить их не придется. Поначалу они появляются в конце длинных слов:



— БО-ТИ-НО-К.



— ЧЕ-ЛО-ВЕ-К.

Эти слова ребенок угадывает по первым слогам и, таким образом, узнает, как надо читать незнакомую букву. После этого ее можно поставить в начало или в середину слова:



— К-НИ-ГА.



— О-К-НО.

Точно так же происходит знакомство с мягким знаком:



— ЛА-ДО-НЬ.



— О-ЛЕ-НЬ.



— ДЕ-НЬ-ГИ.



— КО-НЬ-КИ.

Когда ребенок осваивает подобным образом все согласные буквы и мягкий знак, он, чисто теоретически, может самостоятельно прочитать любой текст — достаточно лишь записать в виде картинок все гласные буквы, а также все пары букв «согласная-гласная». Однако, на практике, мы сталкиваемся с тем, что далеко не всякую такую пару можно легко закодировать картинкой, поскольку в русском языке просто нет подходящих слов, начинающихся на данное буквосочетание. Сюда относятся не только всякие экзотические слоги, вроде ФЭ и БЁ, но и довольно распространенные ХУ, ЖО и СЯ. Из этого положения есть два возможных выхода. Во-первых, вовсе необязательно на этом этапе давать читать ребенку любые тексты. Ведь можно ограничиться лишь такими, в которых подобного рода трудности не встречаются. Во-вторых, мы можем оставить не кодирующиеся слоги в виде букв и просто подсказывать ребенку, как они читаются, по мере надобности.

Следующая наша задача — постепенно, одну за другой, заменить картинки на буквы. Делается это, например, так:



Написав вместо картинки буквы, мы оставляем в поле зрения ребенка подсказку, по которой он может легко догадаться, как надо читать незнакомое буквосочетание. Тут важно отметить, что пара букв «согласная-гласная» воспринимается ребенком фактически как единый неделимый символ (подобно тому, как мы воспринимаем русскую букву «Ы», состоящую из двух отдельных знаков). Ребенку не приходится учиться сливать отдельные буквы в слоги, как того требуют традиционные методики. Вместе с тем он избавлен от необходимости тупо зазубривать двести с лишним складов, как это делают те, кто обучается по кубикам Зайцева. Всё, что составляет главные трудности других методик, в ребус-методе просто-напросто отсутствует.

После того, как ребенок полностью переходит от картинок к буквам, он, собственно, уже умеет почти полноценно читать по складам. Разве что мы еще должны рассказать ему про строчные и прописные буквы, про твердый знак и про то, как читаются не кодируемые картинками слоги, вроде ФЭ и СЯ (если, конечно, мы не сделали этого раньше). Но к этому времени он уже обладает достаточно богатым опытом чтения, так что усвоение этой информации не может вызвать у него каких-либо затруднений.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Категория: Статьи | Добавил: ds410 (25.03.2016) | Автор: Логопед Больдвич Надежда Ивановна
Просмотров: 133 | Рейтинг: 0.0/0
Учредитель
Департамент образования администрации города Перми
Начальник – Гаджиева Людмила Анатольевна
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 36. Тел.: 212-70-50
Режим работы: с 09.00 до 18.00, обед с 12.00 до 13.00

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми
Заведующий – Кулакова Евгения Олеговна
Зам. зав. по ВМР – Мухачева Нина Николаевна
Завхоз – Алексеева Галина Николаевна
Юридический адрес: 614109, г. Пермь, ул. Танцорова, 28. 
Фактический адрес: г. Пермь, ул. Танцорова, 28 (корпус № 1) г. Пермь, ул. Капитанская, 21 (корпус № 2) Тел.: 250-25-39 (заведующий, корпус № 1), 250-25-69 (корпус № 2) Тел./факс: 250-25-49 (бухгалтерия)
Режим работы: пятидневный, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. 
График работы: c 07.00 до 19.00 . 
Поиск по сайту

Структура сайта


Погода
Яндекс.Погода

Оценка качества муниципальных услуг в Пермском крае

Министерство образования и науки Пермского края


Copyright © 2018 г. Пермь