Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСреда, 17.04.2024, 02:23

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми.





Меню сайта
Категории раздела
Статьи [233]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 221
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

«Учите детей вежливости»
Многим родителям, вероятно, приходилось испытывать чувство стыда по поводу того, что их дети не умеют вести себя в общественных местах: не приветствуют старших, не обращаются к ним с просьбой или благодарностью, берут вещи без спроса и оставляют где попало, садятся за стол в центре среди взрослых. Сидят, развалившись в кресле, болтают ногами, перебивают старших и так далее. Огорчённые таким поведением, родители потом упрекают ребёнка: «Мы же тебе говорили, как вести себя в гостях, а ты…»

- Как их научить вежливости? – спрашивают родители.

Несомненно, перед нами одно из заблуждений, будто одного напоминания достаточно для приобретения той или иной культурной привычки. Словом можно оживить привычку, если она уже имеется в жизненном опыте ребёнка, но одним словом нельзя создать её. Для этого нужны ещё упражнения.

Но, может быть, достаточно раз – другой дома поучить ребёнка правилам вежливости, чтобы он стал вежливым? Оказывается, нет. Упражнять ребёнка в культурном поведении надо постоянно, систематически, а не от случая к случаю, когда, скажем, родители и дети идут в гости, в театр и так далее.

При этом очень важно как можно раньше дать ребёнку осознать необходимость одинаково культурно вести себя и в обществе, и дома, иначе он усвоит, что в гостях надо притворяться. Играть роль культурного, хорошего мальчика, а дома это вовсе не обязательно.
Но вернёмся к упражнениям. Любая привычка, в том числе и привычка, быть вежливым, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же действий, поступков. Наблюдения показывают, что наиболее серьёзные затруднения будут преодолены, выполнение действий в дальнейшем проходит значительно легче, так как в них уже привносится элемент автоматизма.

Так формируются привычки вообще, в том числе и привычка культурного поведения. Если ребёнок будет вежлив в семье, то его не придётся «инструктировать», как вести себя в присутствии гостей. Хорошая привычка перейдёт в потребность и останется у ребёнка на всю жизнь как черта характера. И впредь он сам, без вашего напоминания, будет поступать так, как вы научили его.

Детей надо учить, как поступить в тех или иных случаях. Скажем, в семье ребёнок может обращаться с родителями на «ты», но в обращении с чужими людьми это недопустимо. Объясните детям, как надо здороваться, прощаться, благодарить за угощение, а затем добивайтесь, чтобы они делали это систематически и в любом окружении. Требуйте, чтобы дети уступали место старшим в трамвае, троллейбусе, автобусе, оказывали услуги малышам и престарелым людям, если видят, что те в этом нуждаются. Следите за тем, чтобы дети просили извинения, если кого – либо нечаянно толкнули. В воспитании вежливости следует использовать каждую возможность для закрепления привычки культурного поведения.

А показали ли вы своим детям, как нужно встретить гостя и пригласить его пройти в комнату, как угощать фруктами, конфетами, как подать стакан воды? Некоторые родители не придают этому значения, но в воспитании, как известно, нет мелочей. Небрежно поданный стакан воды, наполненный до краёв и зажатый в руках ребёнка, по которым течёт расплескавшаяся вода, может вызвать у гостя чувство отвращения. Пить ему больше не захочется, а вы, наблюдая эту картину, почувствуете себя весьма неловко.

Требуя от ребёнка правильного поведения, следует как можно раньше, раскрыть ему смысл такого поведения. Почему надо уступить место в общественном транспорте старшим, почему надо пропускать их вперёд. Почему надо встать, когда старший вошёл в комнату, и поздороваться первым. Почему некрасиво вмешиваться в разговор взрослых, если к тебе не обращаться; почему нельзя громко разговаривать, кричать, шуметь, когда соседи спят за стеной. Почему неприлично смеяться над человеком, который нечаянно упал; почему необходимо без иронии и смеха повторить несколько раз ответ глуховатой старушке – всё это и многое другое надо объяснить ему.

Если смысл благородных поступков довести до сознания ребёнка, то процесс образования навыков культурного поведения будет протекать эффективнее. Ребёнок должен знать, для чего это нужно, должен знать, что в вежливости как раз и проявляется уважение к людям.

Процесс воспитания культурных привычек пойдёт более успешно, если сами родители будут примерными. Никакого лицемерия, приспособленчества и фальши не должно быть ни в одном акте воспитания. Дети должны быть свидетелями безупречного поведения старших, их родителей всюду – и за столом, и на улице, и в общественном месте. Для этого очень важно, чтобы с малых лет вокруг ребёнка была создана высоконравственная атмосфера.

Детям необходимо видеть культурные манеры родителей, их вежливое обращение, сердечное отношение к людям. В таких условиях образование навыков вежливости будет протекать успешно. Если же родители станут только требовать от детей культурного поведения, а сами не подадут хорошего примера, то выработка такого поведения будет затруднена. А те культурные привычки, которые образовались под влиянием детского сада, школы, будут разрушаться, так как не найдут систематического подкрепления в семье.

«Как воспитать ребенка вежливым?»

Первое правило воспитания вежливости.


Чтобы воспитать ребенка вежливым, нужно в первую очередь быть вежливым самим. Родители для ребенка пример во всем. Преподать малышу уроки вежливости представляется возможность постоянно: на улице вы спросили у незнакомого прохожего, ко­торый час; в очереди в магазине вы разговорились с соседкой, которую знаете не очень хорошо; вы вежливы и предупредительны с продавщицей; вы любезны с регистратором в поликлинике, который никак не может найти карту вашего ребенка; вы, естественно, вежливы с няней в детском саду...

И наоборот, ребенку очень трудно стать вежливым и интеллигентным, если вы сегодня приняли активное участие в склоке у прилавка магазина, завтра будете ругаться в трамвае, как грузчик, а послезавтра отвернетесь от соседки по подъезду и скажете ей в спину презрительное «фи!».

Второе правило воспитания вежливости.

Обучать вежливости следует с чувством такта. Сама вежливость предполагает это. Не следует набрасываться на ребенка и упрекать его: «Опять ты не сказал мне «с легким паром!» Или: «Сейчас же поздоровайся с тетей, паршивец!» После таких наскоков ребенок, конечно же, пожелает вам традиционное «с легким паром!», но всякий раз будет вспоминать про тот эксцесс, и пожелание будет сопровождаться легким вздрагиванием его маленького сердца.

Как быть с пресловутым пожеланием «будь здоров!»?

Известно, что эту фразу (кстати, как заклинательную формулу) говорят после того, как кто-то чихнул. Одни родители учат ребенка непременно говорить это пожелание; другие поучают, что тактичнее было бы промолчать, сделать вид, что никто не чихал...

Бывает, что эти два поучения становятся известны ребенку, и он пребывает в растерянности: желать или не желать вслух этому человеку здоровья?..

Ответ прост: принимать решение по ситуации. Если чихнул на улице незнакомый человек, ребенку вовсе не обязательно выбираться из песочницы и вкрадчивым голосом говорить: «Будь здоров, дядя!». Также и в транспорте, и в школе, и в аудитории (где вообще-то не принято чихать; а нужно старательно потереть спинку носа)... Но ближайшему родственнику дома и на улице, а также товарищу или соседу вполне можно пожелать здоровья.

Третье правило вежливости.

Никогда не следует поучать ребенка вежливости на людях, а тем более укорять его за то, что он забыл сказать «до свидания!». В противном случае вы как бы заостряете внимание присутствующих на том, какой невоспитанный ваш ребенок. Малыш, естественно, чувствует это, понимает, какой он плохой - опять забыл. Его начинают мучить угрызения совести, развивается отношение к себе как к человеку ущербному, неполноценному. Да и к вам, порицающим, у малыша не возникает положительных эмоций.

Воздействуйте личным примером. Прощаясь с кем-то, скажите «до свидания!».

Постепенно, имея перед собой пример, достойный подражания, ребенок научится вежливости. Вежливость, как всякая наука, не постигается сразу. А врожденной вежливости не бывает.



Научите ребенка «не влезать» в чужой разговор; научите не перебивать вас, когда вы говорите. И сами не перебивайте малыша, если он начал говорить, - хотя бы он и нес совершенную околесицу.

Еще раз хочется напомнить: не делайте ребенку грубых замечаний, найдите доброе слово. «Добрая» дорожка много короче «злой».

Оставшись с ребенком наедине, вы, конечно, с известной степенью ласковости объясните ему, какие «невежливости» он допустил. И в другой раз укажете на его «проколы» тет-а-тет...

Иной ребенок все сразу поймет правильно, а иной поймет совсем другое: мама делает замечания наедине, а на людях замечаний не делает, значит, в присут­ствие посторонних можно стоять на голове, — что многие дети и проделывают... Что ж, в таком случае можно сделать замечание и на людях, а можно отвести ребенка в уголок и там переговорить без свидете­лей. Есть и иной вариант: вы просите хозяина дома сделать соответствующее замечание. Уж к словам хозяина дома ваш ребенок обязательно прислушается (вспомните: в своем отечестве пророка нет)...

Но тут нужно подчеркнуть: вы сами должны попросить хозяина дома делать замечания. Некоторые хозяева из чувства такта молчат, когда чужой ребенок метит молотком в их компьютер; между тем сердце у них кровью обливается, а на губах едва держится кислая улыбка.

Воспитание в ребенке вежливости - дело серьезное и ответственное. Не относитесь к этому легкомысленно. Воспитав ребенка в пределах норм вежливости, вы облегчите жизнь себе - поскольку избежите повседневной нервотрепки; и облегчите жизнь своему ребенку - ведь ему жить среди людей, ему находить к людям подходы и с помощью этих людей решать какие-то свои проблемы. Никто не захочет человеку помочь, если он невежа.

Категория: Статьи | Добавил: ds410 (23.09.2015) | Автор: Кашина Светлана Валентиновна
Просмотров: 451 | Рейтинг: 0.0/0
Учредитель
Департамент образования администрации города Перми
Начальник – Гаджиева Людмила Анатольевна
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 36. Тел.: 212-70-50
Режим работы: с 09.00 до 18.00, обед с 12.00 до 13.00

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 410» г.Перми
Заведующий – Кулакова Евгения Олеговна
Зам. зав. по ВМР – Мухачева Нина Николаевна
Завхоз – Алексеева Галина Николаевна
Юридический адрес: 614109, г. Пермь, ул. Танцорова, 28. 
Фактический адрес: г. Пермь, ул. Танцорова, 28 (корпус № 1) г. Пермь, ул. Капитанская, 21 (корпус № 2) Тел.: 250-25-39 (заведующий, корпус № 1), 250-25-69 (корпус № 2) Тел./факс: 250-25-49 (бухгалтерия)
Режим работы: пятидневный, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. 
График работы: c 07.00 до 19.00 . 
Поиск по сайту

Структура сайта


Погода
Яндекс.Погода

Оценка качества муниципальных услуг в Пермском крае

Министерство образования и науки Пермского края


Copyright © 2024 г. Пермь